Транзисторы Пэ Шестьсот Пять
(фото с сайта Клапауция; спасибо что добавили )
Ну да, гадкий утёнок... Яйцо было таким обнадёживающим, а получилось нечто очень ограниченного применения. Слабо оказалось тягаться и с дубово-сплавными, и с диффузионными. И внешне - так, ни рыба ни мясо. Ни 213-217-ой кондовой дебёлости, ни брутальности 210-х, ни солидности хромированных кт803-908 с их чудными сложноножками (в первых выпусках). И кристалл какой-то невзрачный, со странными бороздами и всегда несимметрично, а то и криво отскрайбированный. А выпущено их было миллионы. И если сплавные ещё как-то находят применение у поклонников германиевого звука и юных, то про П605, не отрицая их "музыкальности", в один голос: "слабенькие (ток и мощность никакие), летят при малейшем, ноги не оттуда растут (трудно найти готовые радиаторы)", с неизменным резюме: "выбросить". Лежат-валяются теперь в лучшем случае в банках-вёдрах по чердакам, а чаще - по помойкам. Миллионами...
Когда по форумам кто-то спрашивает: "Вот есть - что можно с ними?", почти неизменно - сделай лучше на TDAXXXX. Да не нужно им (спрашивающим это именно) TDA!, и вообще усилитель как таковой для постоянного использования по прямому назначению обычно не нужен, потому что почти всегда уже есть промышленный, приличный и, как правило, не один. Просто хочется вдохнуть жизнь в эти да, убоговатые, но ещё вполне жизнеспособные, полнофункциональные, а часто и совсем новые, в упаковках даже. Дать им, почти безнадёжным уже, глотнуть живого тока...
Всё же "радиолюбители-барахольщики" в значительной степени одушевляют и старую технику, и комплектующие, особенно актив. В этом нет никакой эзотерики - за ними же люди, создатели. Их интеллект и труд. Помнят почему-то только тех, кто больше всех убил, ограбил или одурачил народ, хоть после них ничего, кроме тлена, праха и пепла не остаётся. Созидателей уже через 50 лет не помнит почти никто, хоть после них-то как раз остаются их плоды, в которых их мысли и даже чувства - В каждом ПП 60-80-х своя эстетика, дух времени, отпечаток социального устройства даже. Они, если и не индивидуален каждый, то сильно разнятся внешним видом и достоинством по крайней мере группами, отличаясь эстетическим разнообразием от современного серо-пластмассового всеживотноравенства (что 2030 за 15 рублей, что 1514 за 1500 - почти одно лицо) как автомобили General Motors коллекции 1959 года (даже если не принимать во внимание мерейчатые кожи) от современных мыльниц или довоенных коробчатых драндулетов.
Кстати, на этот период приходится расцвет и музыкального исполнительства - уже академически совершенного, но еще без тени аутентичной деградации.
"Летят"
Конечно, летят, если их совершенно бездумно пихать в схемы для сплавных! Ну очень нежная и потому отзывчивая база у конверсионных, чего и удалось достичь совершенно немыслимой для сплавных приёмистости в импульсных схемах - спасение для первых транзисторных ЭВМ. Всего 1В допустимое Uбэ у них (у сплавных оно почти равно Uкб) - не больше 100Ом должно быть сопротивление в базе. Впрочем, у диффузионных ГТ806-813 тоже Uбэ 1,5-4В, чего они и тоже "летят" у таких в том же направлении и по той же причине.
Кстати, мощность конверсионных переходов генетически ограничена только сверху - маломощный конверсионный транзистор ГТ321, имея граничную в 60МГц, не уступает и током, и мощностью самым дубовым образцам сплавных, далеко обходя буквально все диффузионные. А импульсный ток коллектора у них даже больше, чем у П605! - 2А. А импульсная рассеивая мощность - 20Вт!
"Слабенькие"
Только по току. Да, не ниже 6Ом в нагрузку (при приемлемых общих параметрах). Но что мешает их параллелить? (сейчас-то, когда они ничего не стоят. Новые. А старые даром дают банками, а то и вёдрами, часто настоятельно, а потом, если одаренный нерасторопен, догоняют и ещё раз дают). 40 вольт - вполне прилично для тех времён. И для сейчас - параллеля можно снять 15-20 ватт на 4-2Ом в нормальном качестве, если хочется попробовать "германиевый звук" не морщась от 4-10% Кг Аккорда (в т.ч. и 001) или Веги 101, которые почему-то усиленно приводят как образец (правда, в основном по воспоминаниям 25-40-летней давности).
Кстати, описанная в Радио №3 за 1977 доработка с засовыванием ещё одного транзистора в промежность выходным очень действенна (можно довести Кг до 1%, а с правильно подобранными поздними (80-х годов выпуска) транзисторами и меньше), и её можно рекомендовать всем, даже самым щепетильным, владельцам этих аппаратов, поскольку практически не нарушает аутентичности, не требует обязательной замены оригинальных комплектующих и полностью обратима.
"Параметры плывут" (и ещё аргумент: "Посмотрите на гарантийные сроки хранения")
Никуда они не плывут. Эти мифы народов мира кочуют со времён точечных (С1-С4) и первых плоскостных в вальцованных и горячих корпусах, которые действительно плыли (и уже практически все уплыли) из-за негерметичности корпусирования. И только. У меня с давно есть множество и новых, и работавших (в т.ч. несколько десятков 5-звёздных - старше 50 лет) тестовых, которые я последние 25 лет периодически перетряхиваю на предмет изменения параметров (одними и теми же стрелочными приборами, которые что вечны при правильной эксплуатации ни у кого сомнения не вызывает; к тому же они поверяемы). Так вот не довелось ни разу наблюдать явного старения. Правда, новые, 80-х годов, у меня все ВП или ОС, а работавшие уже отобраны временем (раз работали и не сдохли)). А что до гарантийных сроков - так это оптимум между "чтоб брали в запас побольше" и "чтоб всё-тки периодически покупали новые". Тогда он был вот таким - 5-10 лет (был, кстати, и 25, причём в условиях разреженного воздуха и солёного тумана - в золоте и керамике если). И всё.
"Хочу собрать усилитель на германии"
Почему-то всегда рекомендуют какое-нить убожество на П213-217 "для сельского радиолюбителя" или из "Радио для начинающих" с 2-3 ваттами (при этом количеством и качеством деталей, не уступающего нормальным) и Кг=10%, который обычно не указывается, разумеется ("высококачественный", "искажения типа ступенька практически отсутствуют" и пр. качественная лабуда). С входными (!) и выходными трансформаторами, которые только для того чтоб услышать "магию германиевого звука", конечно, никто мотать не будет - это не ламповый фетиш, где 50 обмоток, соединённых секционированнопоследовательнопараллельно на железе сечением в 100 см2, самоцель. Когда спрашивают помощнее 2-3Вт или пошире 8кГц полосой - рекомендуют или всё те же промышленные Аккорд и Вегу, или монстры на спараллеленных П210 с многокилограммовыми трансформаторами, или "схемы Цихисели" с единственными комплементарными среднемощными 402-404 или 703-705, которых не то что в разы, а на порядки меньше лежит-валяется, тем более в количествах, позволяющих подобрать их в достойные пары. Или, опять же, П210 с согласующим трансформатором, пусть и не столь жутким, как выходные, но всё же не создающим достаточной интенции. И у него, опять же, нигде не приводится Кг - "аудиофильский" усилитель и конец! ). То же и с полосой - "были на 605 (без конкретных ссылок, или со ссылками опять же на "для юных", т.е. лишь бы чего спаять), но чуть-что летят" и опять со съездом на ушные - да кому нужны сейчас ушные?!, когда буквально в каждом устройстве есть вполне приличный ушной выход, да дома ещё... На улице - ладно, необходимость, но уж конечно не на П605.
Были же и вполне приличные (с Кг менее процента) 5-6-ваттные (оптимум для выхода на одиночных П605), ничуть не более сложные (если отбрасывать предварительные с темброблоками, каскады ЭМОС и т.д. для адекватности сравнительной с рекомендуемыми простыми убогими оценки) - Стрельцова (Радио №3 1974), Склярова (Радио №4 1975), Акилова (Радио №3 1973), Бабашкина-Полковникова (Радио №3 1975) или, если уж совсем простенькие - 3-ваттные Кравцова (Радио №5 1970) или Крылова (Радио №1 1970), и авторы эти достаточно авторитетные, и усилители помянутые - все - работают, не требуют никаких танцев с бубном и безусловно выдают заявленные параметры даже без подбора (с тщательным (2-3%) и правильным (с коллекторными токами 200-300мА) подбором Стрельцов и Скляров, в частности, выдают Кг порядка 0,1%).
Не поминают их и всё. Весь германий вертится вокруг П210-П217. Причина, мне кажется, очевидна...
Причём, тут же дело не столько в полосе (большинство зрелых людей не слышит выше 16кГц. Напрочь), сколько в том, что у сплавных уже начиная с 6-8кГц начинаются ощутимые искажения, а указывают, если указывают, только на 1кГц, а то и на 400Гц.
Нормально параметры в Радио стали приводить только начиная с Шушурина - его описание усилителя 78-го года просто эталонный образчик. Одного взгляда на рисунок совершенно достаточно, чтоб почувствовать этот усилитель во всех плоскостях.
А ведь даже на германии (и конкретно П605) вполне можно сделать объективно хорошо звучащий усилитель.
И в классе А (вот то же добро, которое не без Худа), и триампинг (оптимальное, на мой, для германия: вниз П210, в середину П217 и наверх - П605 - для головок 10ГД-30, 4ГД-5 и 3ГД31+1ГД3 впараллель из развалившихся от времени 10МАС и АС 80-2-1 самое то) с тем же Чантуриевским кроссовером (для кошерности (или чистоты расы, если уж "Германий превыше всего")) его легко перевести на германий прямой заменой транзисторов на ГТ321 - Искажения станут даже меньше, а при питании от 12 вольт с соответствующей коррекцией обвязки - и на П416, которых, таких же "никчёмных", у людей скопилось ещё больше, чем П605-х). Т.е. можно полной грудью вдохнуть германиевого фимиама "совсем-совсем бесплатно"
"Нет МП37"
Это да. С npn у германия напряженка. Кроме ГТ705, ГТ404 и МП37А и Б ничего и нет (ГТ311 и остальные МП-npn не в счёт - слишком уж низковольтные). И этих МП37АБ тоже ненамного больше, чем ГТ404. В отвалах на порядки меньше, чем МП-pnp, П416 (вот ведь какая судьба! В моей юности это был царь (какая граничная!) - Б стоил 4р75к! Даже кремниевые KT301 с золотым донышком в красивом миниатюрном никелированном корпусе стоили вдвое дешевле. А кончились карманные приёмники и транзисторные ЭВМонстры и всё - никому не нужен забесплатно даже) и МП42Б (тоже верх мечтаний в НЧ был (какая бета!)).
Но что, только комплементарным может быть предвыход? Есть же разделённая нагрузка (ОЭ-ОК в одном лице, есть ОЭ-ОБ с эмиттерной связью. Да, они требуют подбора резисторов, но всё же резисторы - это не транзисторы, и в домашних условиях подбор пары резисторов в каждом усилителе - совершенно не проблема. В итоге-то получаются те же 6-ваттные, если не параллелить, на 8 омах, с теми же десятыми процента Кг и при этом из самых массово-мусорных П605, П416 и МП42. PNP-only
Наконец, тот же согласующий трансформатор - это всё же не та жуть, что приходится мотать ламповикам - и железо потоньше, и витков куда поменьше, и мотать все можно в три провода без прокладок. Если не на порядок, то в разы проще точно.
Особенно если без дела валяется хорошая трансформаторная сталь
Ясен пень, что если человеку сейчас, когда уже можно скомпилировать всё опубликованное с оглядкой на здравый смысл, действительно захочется собрать просто приличный универсальный (для постоянного использования) транзисторный усилитель забесплатно (или почти), на бросовых или просто скопившихся за последние 20-25 лет советских комплектующих, он безусловно выберет один из трёх: Шушурина-78 (поразительно удачная схема, устойчиво работающая практически при любых заменах с качеством, вплотную подходящим к границе между реальным и мнимым), Зуева-84 или Сухова-89. К чему это схем громадьё и бесконечные рекомендации 20-30-транзисторных монстров "на импорте"? Кто их будет делать? Большинство толковых молодых, пусть и горящих поначалу желанием сваять что-то своё (а что может быть своее УНЧ?), начитавшись этого словоблудия на форумах, в конце концов плюют и паяют что-то на микроконтроллерах, а то и вовсе меняют паяльник на клавиатуру. В итоге и музыкальная культура постепенно испаряется (или превращается в религию для богатых или способ разведения мещанских понтов, что для неё, на мой, хуже испарения), и трёхногие-убогие, будучи ещё вполне в силе, топают своей сверхчистой редкоземельностью и бескислородной медью вакуумной плавки прямой дорожкой на помойку...
______________
На заметку:
В отличие от других советских транзисторов, гибкие медные выводы П605 не обжаты вокруг основных коваровых (как у П201-203) и не приварены (как у П210), а коаксиально припаяны. Поэтому транзистор легко обезножить не повреждая и использовать эти выводы для разводки более востребованных их соотечественников в корпусах ТО-3 и аналогичных (КТ812, КТ818, КТ825 и т.д.), а также ГТ703-705. Удобно использовать их и для разводки "неудобных" реле, вроде ТКЕ, РЭС8 и подобных, а также кварцевых резонаторов в металлическом корпусе
============
Upd. Поскольку тема уже исчерпала себя, добавлю всё же немного субъективной отсебятины - почему я люблю эти П605-е
Последние 5 лет большую часть времени я слушаю вокал. До того почти не слушал - мешал он мне слушать музыку. Своим человеческим несовершенством. Но вот попалось мне необыкновенное сопрано - такое, какое должно быть на мой. И я стал слушать. Всё больше и больше, пока практически не перестал слушать всё остальное . Потом стал обнаруживать других, подобных, чем-то похожих - набралось их около тёх десятков - "открытые сопрано", как я их называю - со сплошным спектром вплоть до 10-12-й (у обычных сопрано и альта доминируют нечетные гармоники, и не далее 5-й). В этом веке их нет уже активных. Ни одного.
Помимо сплошного спектра их ("моих") отличает от обычных наличие помимо основной верхней ещё и надформанты (у обычных всегда одна верхняя форманта в районе 2,5-3кГц) в районе 7-9кГц, а у некоторых, самых красивых, их две (вторая в районе 10-11) или даже три (третья - 13-17кГц). Что это не мои измышления, а что они - надформанты эти действительно существуют объективно, совершенно чётко видно на сонограмме на достаточно большом экране (fullHD от 40"). Когда они поют во второй половине второй октавы (до до 3-й (т.е. в диапазоне ~700-1000Гц)), в их голосе появляется вот то, что я называю fresh - неповторимая свежесть и легкость, резко отличающая их ото всех обычных.
Так вот, почти сразу я заметил, что этот фреш я совершенно отчетливо слышу в наушниках даже с вполне бюджетными плеерами, а со своим штатным ресивером (бюджетная Yamaha RX-V371) с её штатными колонками (NS-F150) не слышу напрочь. Стал я слушать это уже целенаправленно на всех доступных мне усилителях, у друзей и знакомых - нигде не. А на своих макетах из этих убогих П605-х (которые и паять-то стал просто из сострадания к ним ) я вдруг снова услышал этот фреш, ещё ярче, чище и отчётливей. И это с теми же штатными Ямаховскими колонками, что в норме постоянно подключены к ресиверу. Стал пробовать другие схемы - где больше, где меньше, но везде он был. А ни в одном (бюджетные все, правда, были - до $1000) современном - совсем не слышно его и всё.
Послушал на П2ХХ - у меня есть коллекционные и Аккорд 001, и Вега 101 - какой-то отдалённый намёк только - сколько-нибудь слышно его только при мощности меньше ватта ближе к ночи, когда тихо...
Видно что-то теряется именно в усилителе мощности, на больших токах в кремнии, а в германии с достаточной полосой оно почему-то остаётся
Резюме: резкое падение музыкальной культуры в 90-х, вплоть до полной деградации в XXI-м веке, обязано в первую очередь полному вытеснению в звукотехнике германия кремнием.
Забыли люди П605! Перестали отличать доброе от худого, отделять зерно от плевел. Вот и расплата
Upd2.
Если есть желание действительно услышать, чем германиевые усилители отличаются от кремниевых, причём, не что "по-разному", а именно "лучше-хуже", отряхните сплавной прах с ваших ног. Действительно высококачественный германиевый усилитель можно сделать только на конверсионных транзисторах (ГТ321 и П601-609). Германиевых npn-транзисторов, пригодных для качественных УНЧ просто нет - любые попытки заставить работать в них ГТ404 и ГТ705 заведомо обречены на многопетлевые замкнутые круги и только (чтоб на транзисторах с такой граничной получить нужную полосу без искажений, нужна очень глубокая обратная связь, а для этого нужен большой запас по усилению, а это (с этими транзисторами) безусловно неприемлемый рост шума - что толку, что полезный сигнал перестанет маскироваться дикими гармоническими искажениями, если он всё равно утонет в шумах? Да ещё с устойчивостью просто непреодолимые проблемы). Разве это не очевидно (и без подачи меандра 10кГц на выходной каскад на транзисторах с граничной частотой 10кГц; а 20кГц если подать? - вышибет их через три минуты даже при 10-вольтовом питании и сколь угодно больших радиаторах!)?
Как уж поминал, чисто на конверсионных без проблем можно сделать трёхкаскадный усилитель мощностью до 10Вт на 8 Ом при приемлемом (<0,5% Кг на 22кГц и на порядок меньших на 1000Гц и ниже) с помянутыми фазоинверторами и входным каскадом с динамической нагрузкой, который может быть на диффузионных (на тех же П416; с ними можно от одного каскада получить усиление до 75дБ). Этой мощности более чем достаточно, например, чтоб озвучить 30-метровую комнату помянутыми выше архидинамиками, засунутыми в 125-литровые коробки из-под помянутых Ямах с нормальной для большого симфонического оркестра динамикой. Если нужно ещё больше, можно сделать две (оптимальная частота раздела 500Гц), а лучше три полосы (частоты раздела 400 и 4000Гц). Причём, достаточно, чтоб конверсионным был только ВЧ-канал - это в сумме уже 50-ваттный lossless-усилитель, поскольку в нормальном сигнале >4кГц - это максимум 20% полосы мощности.
На мой взгляд, это предел для высококачественного германиевого усилителя. Больше можно получить только на лампах, причем, опять же, достаточно на них сделать только ВЧ, от 4000Гц, а середину и низ на каких угодно транзисторах (тогда и трансформаторы несравнимо проще и легче можно) - "неповторимый ламповый звук" сохранится, потому что вся его (и германия) тайна и состоит в том, что глубокая обратная связь на больших токах вычищает не только гармонические искажения, но, вместе с ними и часть полезного сигнала вот в этом, уже немузыкальном (музыкальный ограничен 4-мя килогерцами (это до 5-й октавы)), но совершенно отчётливо слышимом и очень важном для восприятия диапазоне 6-13кГц. Просто в силу их (ламп и германия) ограниченности в этом плане