Dzen писал(а):На Юности 70 помню есть кнопочка, нажатием которой смещается весь строй на пол тона вниз. Гляньте, может в ее цепи резистор стоит. Сейчас нет времени копаться в схеме.
Это ещё что!
Crumar Orchestrator (Multiman).
Слева от клавиатуры 12 кнопочек!
http://www.vintagesynth.com/misc/crumar_orch.php
По непроверенным данным, инструмент звучит в фильме "д'Артаньян и три мушкетёра" (Одесская киностудия, 1979, режиссёр-постановщик Георгий Юнгвальд-Хилькевич (ныне покойный), музыка Максима Дунаевского). Среди исполнителей инструментальный ансамбль "Фестиваль" (прежнее название "Краяне"), музыка записана в Полтавской филармонии. Но если кто-то за баснословную сумму предложит что-то звучащее в этом фильме, помните, что это обман. Все инструменты "Фестиваля" того времени погибли в пожаре.
У меня нет ни мануала, ни самого аппарата, но управление заинтересовало. Насколько можно судить по фото, можно не только регулировать уровень каждого из нескольких пресетов в микшере (это типично для пиано-стрингс), но и оперативно включать и выключать каждый пресет отдельной кнопкой подобно регистрам акустического органа. Похоже, что включение регистров отмечается световой индикацией. А вот фейдеры расположены далековато друг от друга, неплохо было бы погуще, как на Электронике Эм-04, при густом расположении можно перемещать сразу несколько движков, а не только по одному в каждый момент времени.
Теперь о кнопках слева от клавиатуры. Похоже, что они позволяют транспонировать строй в пределах октавы по полутонам. Вниз или вверх, понятия не имею. Также похоже, что при нажатии любой из этих кнопок смещение строя фиксируется триггерами, а в самой кнопке загорается индикатор, как в устройствах выбора программ в телевизорах. Кто-нибудь из форумчан играл на этой штуке? Если всё сделано именно так, как я описал, можно, продолжая играть на тех же клавишах, с помощью только этих кнопок, оперативно переходить в любую тональность, реализуя любые отклонения и модуляции. Обычно же в большинстве ЭМИ имеется только плавная регулировка строя (иногда грубо и точно) и/или последовательное смещение его на полутон вверх или вниз при каждом нажатии на одну из кнопок типа transposer +/- или up/down, если имеется вообще. На некоторых есть тоже последовательная ступенчатая подстройка по центам в пределах полутона. Например, есть на Yamaha dx7 (увы, на нём она сугубо локальная, реагирует на кнопки, возможно движок DATA ENTRY, но по MIDI сообщения о подстройке не передаются и не принимаются). А тут вдруг такой бонус!
Усложнив схему и добавив новые кнопки, возможности оперативного управления строем можно ещё больше расширить. Так, если добавить ещё 12 кнопок (всего их будет уже 24), появится возможность оперативного смещения строя по полутонам и вниз, и вверх (то и другое до октавы). Или потребуется ещё 25-я кнопка для возврата в исходное состояние. Можно добавить и ещё 24 кнопки (всего будет уже 48 или 49), при нажатии которых строй будет смещаться как и при действии предыдущих, но при отпускании возвращаться к прежнему, который был до нажатия, триггерной фиксации эти кнопки вызывать не будут. Это позволит осуществлять смещение строя с оперативным возвратом к прежнему, исполнять кратковременные отклонения, различные мелодико-гармонические ходы из аккордов, броски аккордов по высоте, аккордовые трели и многое другое. Но на самом аппарате не хватит места, потребуется внешняя панель. И определённый интерфейс (MIDI тогда ещё не было).