Доска объявлений

Активные темы доски объявлений

Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

Сообщение
Автор
spiker2003
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: 28 июл 2014, 10:54
Откуда: Покров
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 47 раз

Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#1

#1 Непрочитанное сообщение spiker2003 » 04 янв 2020, 00:24

Уважаемые форумчане!Поделитесь опытом,если кто сталкивался с подобной проблемой по реставрации ЛКП старых приёмников и радиоточек которые в 30-х 40-х годах прошлого столетия не просто красились в один цвет,но и применяли комбинированную палитру и рисунок покраски.Каким методом делалась такая покраска?Меня интересует все подробности,что бы можно было реставрировать или перекрасить аппарат.
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Александр Хрисанов
Администратор форума
Сообщения: 11489
Зарегистрирован: 10 сен 2009, 22:58
Благодарил (а): 197 раз
Поблагодарили: 899 раз

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#2

#2 Непрочитанное сообщение Александр Хрисанов » 04 янв 2020, 00:49

Красились пневматическим распылением.

Но покрытия типа "кракелюр" было экономически выгодно производить только при массовом производстве. Когда были в больших объёмах нужные материалы, когда рука у маляров была набита, ну и всё такое.

Насколько я знаю пока в домашних условиях ничего подобного воспроизвести не удалось. Хотя технологии и рецепты красок подробно описаны в литературе.
Для единичного изделия получается очень-очень дорого.

Потом вы не забывайте, что практически вся деревообделочная промышленность тех лет строилась на работе заключённых. И их труд практически ничего не стоил.
Александр Хрисанов. 198152, Санкт-Петербург, Автово, ул.Краснопутиловская, д.15. кв.23.
Только эта почта: desoto53@mail.ru
+7 921 356 20 50

spiker2003
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: 28 июл 2014, 10:54
Откуда: Покров
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 47 раз

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#3

#3 Непрочитанное сообщение spiker2003 » 04 янв 2020, 03:38

Спасибо за подсказку.Признаться я до сегодня ничего не знал о "кракелюре".

https://otdelka-expert.ru/kraska/vidy-k ... shhin-1549


VINT
Сообщения: 580
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 23:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 171 раз

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#4

#4 Непрочитанное сообщение VINT » 06 янв 2020, 00:27

spiker2003 писал(а):Уважаемые форумчане!Поделитесь опытом,если кто сталкивался с подобной проблемой по реставрации ЛКП старых приёмников и радиоточек которые в 30-х 40-х годах прошлого столетия не просто красились в один цвет,но и применяли комбинированную палитру и рисунок покраски.Каким методом делалась такая покраска?Меня интересует все подробности,что бы можно было реставрировать или перекрасить аппарат.
Уважаемый коллега spiker2003
кракелюрные покрытия корпусов старинной радиоаппаратуры 30-40-х годов выполнялись специальными лакокрасочными материалами (ЛКМ) и по специальной технологии. К этим материалам относились: особенный грунт, две разных по цвету краски и специальный лак. Наносились эти материалы пульверизатором последовательно в 4 этапа. Нанести эти материалы можно было бы и дома и не так они уж слишком дороги, но беда в том, что прежних материалов уже давно не существует, а новые (их множество) того эффекта получить не позволяют как бы при этом не была "набита" рука. А самая главная ценность предметов старины - патина времени, или по-простому - сохранение оригинального внешнего вида, материалов, компонентов или уж, как минимум, - восстановление утрат с максимальным сохранением аутентичности. Новодел особой ценности не имеет и, по большому счету, настоящим коллекционерам или музеям не нужен. Поэтому не торопитесь перекрашивать экспонат своей коллекции, чтобы не потерять его навсегда.
Вижу на фото у Вас АГ "ЗИК" с классическим кракелюрным покрытием корпуса. В кратце постараюсь Вам на примере фото первого послевоенного "ЗИКа" показать, как задачи реставрации кракелюрных покрытий решают в музейной практике.
Старые материалы для кракелюрных покрытий имели более крупные по размеру пигментные (красящие) частицы, поэтому слой покрытия получался значительно толще, а в месте разрыва второго красящего слоя за счет этого образовывались более глубокие бороздки. Поэтому настоящее старое кракелюрное покрытие на ощупь имеет существенную неровность. Современные кракелюрные краски более качественные, частицы их пигментов очень мелкие, а связующая основа другая, поэтому новодельное покрытие всегда имеет более тонкую структуру и никогда не передаст "духа эпохи" (т.е. патины времени). Поэтому реставрация таких покрытий производится следующим образом:

1. Вначале укрепляется сам корпус (восстанавливаются утраты, проклеиваются или ремонтируются соединения и т.п.).
2. Затем более глубоко (чем на первоначальном этапе) проводится анализ глубины повреждений и определение степени "устойчивости" поверхности в местах утрат. Осыпающиеся участки удаляются небольшой щетинной кистью и очищаются от пыли и грязи. Мешающие работе элементы (ручки, декоративные накладки, радиоткань и т.п.) снимаются на время реставрации.
3. Если дефекты более глубокие, то в эти места мелким шпателем тонким слоем наносится шпатлевка для дерева (если корпус металлический, то шпатлевка для металла). Слой шпатлевки должен соответствовать толщине соседних с дефектом (сохранившихся) участков покрытий. ВАЖНО: при нанесении желательно сохранять рельеф поверхности в целом, т.е. не разглаживать шпатлевку до зеркального состояния. После этого шпатлевку необходимо хорошо просушить.
4. После просушки на поверхности шпатлевки при необходимости острым предметом (скальпелем, мелким надфилем, острием гвоздя и т.п.) делается рельеф, похожий на тот, что присутствует на сохранившейся поверхности (небольшие бороздки в местах разрыва второго слоя краски). На сухой шпатлевке острие инструмента оставляет мелкие сколы, которые очень похожи на естественные углубления кракелюрных разрывов. Подготовленная поверхность не шлифуется, но очищается жесткой волосяной кистью.
5. Для дальнейшей работы в реставрации используются НЕ кракелюрные, а обычные художественные акриловые (т.е. водные) краски и грунт. Они ложатся на любые покрытия и быстро сохнут. Для работы потребуется набор из 4-6 красок разных цветов, которые придется смешивать между собою для получения нужного цвета и оттенка. Кроме того, нужны будут 2-3 разных по толщине мягкие кисти (лучше синтетические), одна из них должна быть очень тонкой (№ 1 или 2): она поможет изобразить мелкие кракелюрные трещинки.
6. Вначале на зашпатлеванные участки наносится грунт. Обычно он белого цвета. Это не страшно. Грунт сушится не менее 1 часа, но реставраторы обычно оставляют его на ночь.
7. Затем на подготовленную поверхность тонкой кистью наносится краска, соответствующая той, что присутствует в местах разрывов или углублений (у ЗИКа - более светлая). ВАЖНО: краска должна быть не очень жидкая, как вода, а консистенции жидкой сметаны. Нужно учитывать, что в покрасочных работах качество покрытия возникает ТОЛЬКО при двухслойном (и более) нанесении. После этого наносится основная краска, соответствующая верхнему слою (у ЗИКа - более темная). Ее можно наносить не дожидаясь полного высыхания предшествующих слоев. Края искусственных кракелюрных разрывов (более светлая краска) после нанесения темной краски при необходимости дополнительно обрабатываются тонкой кистью для придания видимости мелких трещинок.
ВСЕ!
Технология не сложная и видна на фото. Шпатлевка, акриловые краски и грунт почти не имеют запаха, поэтому работы могут выполняться даже в городской квартире.
Поскольку старые корпуса с кракелюрным покрытием никогда не изготавливались с глянцевым блеском, отреставрированную поверхность обычно покрывают полуглянцевым или матовым акриловым лаком (рекомендую аэрозольный лак KUDO, в котором не применяются высокоэффективные растворители смолы; этот лак работает мягко, хорошо ложится на любые поверхности и очень быстро затвердевает).

Результат работы во многом зависит от точности подбора цвета и тона краски, но такой способ реставрации старинных кракелюрных покрытий позволяет сохранить "патину времени", не превращая экспонат в новодел.

Удачи и с Новым Годом всех!
С уважением, VINT


Изображение Фото 1: Один из вариантов АГ "ЗИК" до реставрации. На фото типичные дефекты кракелюрного покрытия.
Изображение Фото 2: Промежуточный этап работ по восстановлению красочного слоя.
Изображение Фото 3: На фото 3 и 4 АГ после реставрации
Изображение Фото 4:

Аватара пользователя
Александр Хрисанов
Администратор форума
Сообщения: 11489
Зарегистрирован: 10 сен 2009, 22:58
Благодарил (а): 197 раз
Поблагодарили: 899 раз

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#5

#5 Непрочитанное сообщение Александр Хрисанов » 06 янв 2020, 00:51

VINT писал(а):но беда в том, что прежних материалов уже давно не существует, а новые (их множество) того эффекта получить не позволяют как бы при этом не была "набита" рука.
Именно это я и имел ввиду.
Современных материалов много, но они не позволяют даже близко воспроизвести требуемое покрытие.
А для некоторых эффектов даже и материалов нет. Например для кракелюра, который напоминает плавающие в супе жиринки. Или для покрытия "мороз".

Сергей, то что вы описали - это высший пилотаж в реставрации кракелюра. И я думаю, что такие работы у нас в стране могут выполнить только несколько человек.
Александр Хрисанов. 198152, Санкт-Петербург, Автово, ул.Краснопутиловская, д.15. кв.23.
Только эта почта: desoto53@mail.ru
+7 921 356 20 50

spiker2003
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: 28 июл 2014, 10:54
Откуда: Покров
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 47 раз

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#6

#6 Непрочитанное сообщение spiker2003 » 06 янв 2020, 03:39

Уважаемый VINT!Спасибо огромное за подробное описание метода восстановления кракелюрового рисунка ЛКП. Сам за восстановление покрытия я не возьмусь.В нашем городе есть хорошая художница с которой я сотрудничаю в части покраски.Но с таким методом покраски она в жизни не сталкивалась(не приходилось).Ваши рекомендации я ей отправил.Как говорится "будем учиться на кошках" :) Тем более нужно освоить такой метод,так как придётся реставрировать не только редчайший довоенный шоринофон,

Изображение
Изображение
Изображение

но и магнитофон Днепр 1949 года выпуска.

Изображение

Интуитивно изначально я предполагал такой подход к реставрации (повторение рисунка кисточкой) но не имея практики (ни я ни моя знакомая художница) решил просить помощи советом на форуме.И не ошибся,так как многих нюансов не знал.Ещё раз огромное спасибо за информацию.
Нужен ещё один совет -на корпусе шоринофона я заметил отверстия от шашеля. Как быть в таком случае?

VINT
Сообщения: 580
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 23:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 171 раз

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#7

#7 Непрочитанное сообщение VINT » 06 янв 2020, 10:23

Александр Хрисанов писал(а): ... Сергей, то что вы описали - это высший пилотаж в реставрации кракелюра. И я думаю, что такие работы у нас в стране могут выполнить только несколько человек.
Уважаемый, Александр Николаевич, уверяю Вас, что описанная мною технология очень проста и доступна любому человеку. На мой взгляд, то как Вы делаете диффузоры к старым радиотарелкам, не сопоставимо труднее (говорю Вам как реставратор!). Самое трудное в описанной работе - точно подобрать цвет и тон смеси красок. Вот здесь нужна способность чувствовать оттенки, и тому, кто не различает цвета, решить эту задачу будет крайне сложно.
spiker2003 писал(а):Уважаемый VINT! В нашем городе есть хорошая художница с которой я сотрудничаю в части покраски.Но с таким методом покраски она в жизни не сталкивалась(не приходилось).Ваши рекомендации я ей отправил. ... нужно освоить такой метод,так как придётся реставрировать не только редчайший довоенный шоринофон.
Нужен ещё один совет -на корпусе шоринофона я заметил отверстия от шашеля. Как быть в таком случае?
Уважаемый spiker2003, от художницы требуется только одно - подбор цвета и тона (светлее/темнее) и у меня нет никаких сомнений, что она с этим успешно справится. Шпатлевка - дело очень простое. Применяться может любой материал, а нанести его можно любым способом: узким шпателем, кухонным ножом, скальпелем, сменным лезвием столярного ножа, пальцем наконец! Слой должен быть тонким и его не надо выравнивать, поскольку оригинальная кракелюрная поверхность сама по себе неровная. Если же показалось, что крупинки на поверхности высохшей шпатлевки великоваты, их можно сгладить легкими движениями мелкой наждачной губки (без давления и очень осторожно, чтобы не повредить прилегающие участки). Ваш шоринофон - экспонат очень ценный, корпус его не имеет невосполнимых утрат и его не сложно восстановить. Вначале советую аккуратно протереть поверхность корпуса мягкой фланелью, хорошо смоченной в уйат-спирите или скипидаре (чтобы очистить поверхность от загрязнений и белого налета). Но начинать все же нужно с укрепления корпуса: на фото видны трещины от рассыхания соединений. Шляпки гвоздей нужно обработать любым средством удаления или нейтрализации ржавчины, высушить и зашпатлевать. Более кропотливая работа потребуется по реставрации покрытия внутренних металлических деталей. Здесь в Вашем случае не потребуется шпатлевки, достаточно будет грунта. Вообще имитация разрывов второго слоя покраски в старых кракелюрных покрытиях на более ровной металлической поверхности производится более простым способом, чем было описано выше: вместо шпатлевки наносится более толстый слой грунта, которому дают СЛЕГКА (! - это важно) подсохнуть, а затем СУХОЙ мелкой (№1 или 2), но жесткой (в данном случае щетинной) кистью по сырому грунту наносят мелкие "бороздки", похожие на кракелюрные разрывы. Далее - все то же, что и было описано выше.
Работа реставратора отличается от работы художника тем, что она требует большого терпения, поскольку реставратору обычно требуется неспешное выполнение однообразных действий и соблюдение технологии. Что касается "тренировки", то ВСЕГДА перед работой на историческом предмете необходимо апробировать прием на схожей поверхности (это делают даже самые опытные реставраторы). Конечно, нужно потренироваться! И еще важно знать, что точно подобранные по оттенку и тону сырые акриловые краски при высыхании слегка темнеют и это "затемнение" усиливается при нанесении лака. Поэтому нужно не только попробовать их нанести, но еще высушить, залакировать и оценить результат. При необходимости, подготовленная смесь корректируется по оттенку, высветляется или затемняется. И последнее: высохшие акриловые краски будут выглядеть более матовыми на фоне прилегающих сохранившихся участков. Смягчить различие можно легким натиранием окрашенной поверхности мягкой тканью, но лучший результат дает нанесение лака.

Что касается поиска профессиональных реставраторов, то не только на территории бывшего СССР, но и во всем мире это редкая профессия; найти специалистов трудно, эта работа для них не интересна и терять свое время на такую мелочь специалисты не станут (или запросят сумасшедшую цену). Поэтому нужно рассчитывать на свои силы или помощь друзей-художников.

Теперь о "шашеле". Если есть летные отверстия, это хорошо: на старых предметах (более 50 лет) скорее всего там никаких личинок уже нет. В первую очередь при наличие отверстий следует обратить внимание на их состояние: если края отверстий сухие и темные без присутствия белого налета трухи - это хорошо, но если отверстия свежие, в них присутствует труха, похожая на муку, и она высыпается наружу, - это тревожно. Как-то мне уже приходилось писать о борьбе с шашелем, чтобы не повторяться, вот ссылка: http://www.rt20.getbb.ru/viewtopic.php?f=45&t=102889
Судя по фото, в Вашем случае скорее всего опасности нет.

С уважением, VINT

Oleg456
Сообщения: 2393
Зарегистрирован: 05 фев 2018, 18:25
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 26 раз
Поблагодарили: 265 раз

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#8

#8 Непрочитанное сообщение Oleg456 » 06 янв 2020, 16:58

Александр Хрисанов писал(а):Красились пневматическим распылением.

Но покрытия типа "кракелюр" было экономически выгодно производить только при массовом производстве. Когда были в больших объёмах нужные материалы, когда рука у маляров была набита, ну и всё такое.

Насколько я знаю пока в домашних условиях ничего подобного воспроизвести не удалось. Хотя технологии и рецепты красок подробно описаны в литературе.
Для единичного изделия получается очень-очень дорого.

Потом вы не забывайте, что практически вся деревообделочная промышленность тех лет строилась на работе заключённых. И их труд практически ничего не стоил.
А за рубежом тоже строилась на работе заключенных? Или труд просто рабочих у них ни чего не стоил? Такое покрытие ведь и на западе делали.

Аватара пользователя
AlexSU
Сообщения: 482
Зарегистрирован: 09 дек 2012, 19:19
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 84 раза
Поблагодарили: 134 раза

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#9

#9 Непрочитанное сообщение AlexSU » 08 янв 2020, 19:07

.
Последний раз редактировалось AlexSU 09 янв 2020, 12:45, всего редактировалось 1 раз.
Александр М. Руденко

spiker2003
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: 28 июл 2014, 10:54
Откуда: Покров
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 47 раз

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#10

#10 Непрочитанное сообщение spiker2003 » 08 янв 2020, 20:49

AlexSU писал(а):Эти темы обсуждаются периодически на разных форумах. Есть множество современных технологий
http://www.radioland.getbb.ru/viewtopic ... 51#p169851
Спасибо за ссылочку!Много чего интересного, в плане информации, подчерпнул для себя.

VINT
Сообщения: 580
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 23:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 171 раз

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#11

#11 Непрочитанное сообщение VINT » 09 янв 2020, 11:59

AlexSU писал(а):Эти темы обсуждаются периодически на разных форумах. Есть множество современных технологий http://www....
Уважаемый коллега,
мне кажется, что это реклама другого ресурса, а потому не совсем корректно было бы это указывать здесь (см.правила форумов). Но это так, к слову.

Самое главное, что в ссылке есть только частные мнения о современных материалах. Подчеркиваю еще раз: какие бы современные материалы не использовались (их действительно много), они не способны дать такой же результат, как на старых покрытиях. ПОТОМУ ЧТО В ТО ВРЕМЯ МАТЕРИАЛЫ БЫЛИ ДРУГИМИ!. При этом новые материалы НЕЛЬЗЯ наносить на отдельные участки покрытий (они не совместимы со старыми ЛКМ); придется снимать ВСЕ старое покрытие и целиком заменять его новым. Новые материалы превратят предмет старины в новодел. Если цель именно в этом (а не в сохранении оригинальности экспоната коллекции), ну - тогда флаг в руки. Только в этом случае гораздо важнее не частные эксперименты, а точное соблюдение рекомендаций завода-изготовителя, которые на всех кракелюрных ЛКМ довольно подробно излагаются на упаковке или на сайте производителя.

С уважением, VINT

Аватара пользователя
AlexSU
Сообщения: 482
Зарегистрирован: 09 дек 2012, 19:19
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 84 раза
Поблагодарили: 134 раза

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#12

#12 Непрочитанное сообщение AlexSU » 09 янв 2020, 12:50

хорошо, если считаете, что это реклама, я удалю ссылку. только на той странице были изложены мои опыты с современным покрытием утраченной окраски (и не только окраски, но и частей корпуса ) приемника СИ-235. если опять кидаться в полемику, то проще было прикопать данный аппарат, дабы не порождать в душах адептов аутентичности благородного гнева. за сим умолкаю, буду делать руками, сам. для себя.
Александр М. Руденко

VINT
Сообщения: 580
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 23:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 171 раз

Re: Как красили радиоаппаратуру в 40-х годах прошлого столетия.

#13

#13 Непрочитанное сообщение VINT » 09 янв 2020, 15:28

Уважаемый коллега,
Прошу Вас не обижаться. Никто Ваших результатов не умаляет, даже наоборот. Просто или расскажите о Ваших опытах здесь, или, еще лучше, создайте на этих форумах отдельную тему и подробно расскажите об особенностях работы и новых кракелюрных материалов. Так сюда, а не на другие площадки, будет заходить больше наших коллег. Только и всего!

С уважением, VINT

Ответить