|
Как "сварить" транс
-
- Сообщения: 598
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 18:33
- Откуда: Минск
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 24 раза
Как "сварить" транс
Вроде, была такая тема, но не могу найти… .
Есть пара "пожилых" трансов которые предполагаю применить, поэтому в целях безопасности хотелось бы их "проварить" в …. (парафине/воске или в чём?). Посмотрел в сети – масса "бла.. бла… бла..", а более-менее толковый ответ (но не полный) нашёл только один.
Если кто сам делал "проварку" - поделитесь пожалуйста простой технологией в домашних условиях ( без вакуумных насосов, камер и т.д.).
Интересует – в чём варить, как варить, сколько варить, какие компоненты и где они есть, ну и если есть какие-то "подводные камни"?
Спасибо.
Есть пара "пожилых" трансов которые предполагаю применить, поэтому в целях безопасности хотелось бы их "проварить" в …. (парафине/воске или в чём?). Посмотрел в сети – масса "бла.. бла… бла..", а более-менее толковый ответ (но не полный) нашёл только один.
Если кто сам делал "проварку" - поделитесь пожалуйста простой технологией в домашних условиях ( без вакуумных насосов, камер и т.д.).
Интересует – в чём варить, как варить, сколько варить, какие компоненты и где они есть, ну и если есть какие-то "подводные камни"?
Спасибо.
С уважением,
Фёдор
Фёдор
Re: Как "сварить" транс
Абсолютно не связанные между собой вещиFAK писал(а): поэтому в целях безопасности хотелось бы их "проварить"
А если он опасен (интересно чем?),то его надо выкидывать,а не варить.
8.962.920.64.72
- VASILI
- Сообщения: 8870
- Зарегистрирован: 12 окт 2009, 19:36
- Откуда: Молдова
- Благодарил (а): 864 раза
- Поблагодарили: 660 раз
Re: Как "сварить" транс
Имею горький опыт...расплавились пластиковые каркасы катушек ТВЗ от Ригонды. Перегрел...улучшения характеристик от пропитывания, а пропитывал и другие трансы, не заметил...
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
FAK
"... в целях безопасности хотелось бы их "проварить" - гореть будут лучше: ярче и дольше, чем не пропитанные парафином/воском трансформаторы! Т.е. цель достигнута не будет.
"... в целях безопасности хотелось бы их "проварить" - гореть будут лучше: ярче и дольше, чем не пропитанные парафином/воском трансформаторы! Т.е. цель достигнута не будет.
Владимир
Re: Как "сварить" транс
В "Эссе" единственная неточность: магнитострикция будет и в проваренном трансформаторе. От ферромагнитных доменов никуда не денешься Другое дело, парафин снизит её отрицательный эффект.
-
- Сообщения: 598
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 18:33
- Откуда: Минск
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Как "сварить" транс
Поясню подробнее: есть два хороших одинаковых силовика (идеально подходящих для меня), но им уже лет по 50-60. Они не гудят, хорошо намотаны, хорошо стянуты, но они СТАРЫЕ и, соответственно, изоляция у них старая. Поэтому и спросил – кто-нибудь решал такой вопрос проваркой или нет, и, самое главное – в чём варил: в парафине, стеарине, воске , церезине, или в чём? И где это взять?
Вопрос "улучшения звучания", "расширения полосы", "паразитных резонансов" и прочей лабуды - не стоит. Главное - электрическая прочность изоляции.
Владимир, резон в Ваших словах безусловно есть, но я думаю, что если они будут гореть, то большой разницы не будет – с парафином или без . Постараюсь до этого не доводить . А если говорить серьёзно, то у меня два варианта: либо проварить эти два транса (это проще), либо доматывать анодные на другом трансе (что гораздо сложнее).
Всем ответившим - спасибо.
Вопрос "улучшения звучания", "расширения полосы", "паразитных резонансов" и прочей лабуды - не стоит. Главное - электрическая прочность изоляции.
2vlad писал(а):...гореть будут лучше: ярче и дольше, чем не пропитанные...
Владимир, резон в Ваших словах безусловно есть, но я думаю, что если они будут гореть, то большой разницы не будет – с парафином или без . Постараюсь до этого не доводить . А если говорить серьёзно, то у меня два варианта: либо проварить эти два транса (это проще), либо доматывать анодные на другом трансе (что гораздо сложнее).
Всем ответившим - спасибо.
С уважением,
Фёдор
Фёдор
- Самый !
- Сообщения: 19944
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
- Откуда: дер. Новое Девяткино
- Благодарил (а): 419 раз
- Поблагодарили: 879 раз
- Контактная информация:
Re: Как "сварить" транс
Не вздумайте. Лучше пролейте лаком пожиже, если уж приспичило.
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
Фёдор, как "пролить лаком" - не знаю, нет опыта. Идея хорошая, но я бы с лаком связываться не стал, а взял побольше БФ-2 и развел его спиртиком пожиже да и засунул туда трансформатор на "подольше", чтобы получше затек БФ куда только сможет. Лаки уж больно вонючие, а БФчик, сами знаете, чем пахнет. Полагаю, что эффект будет тот же самый, что и от "пролачивания".Самый ! писал(а):Не вздумайте. Лучше пролейте лаком пожиже, если уж приспичило.
Владимир
- Самый !
- Сообщения: 19944
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
- Откуда: дер. Новое Девяткино
- Благодарил (а): 419 раз
- Поблагодарили: 879 раз
- Контактная информация:
Re: Как "сварить" транс
Лак-то как раз и предназначен для защиты электрики, и имеет состав СОВМЕСТИМЫЙ с изоляцией проводов и др. электрики.
"Лаки уж больно вонючие" - резонное замечание. А электрика - ещё и током бьёт.
А вот БМ может содержать и ацетон (!) и спирт, и хлороформ.
"Лаки уж больно вонючие" - резонное замечание. А электрика - ещё и током бьёт.
А вот БМ может содержать и ацетон (!) и спирт, и хлороформ.
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525
- владлен
- Сообщения: 4340
- Зарегистрирован: 14 окт 2011, 19:46
- Откуда: Кемерово
- Благодарил (а): 63 раза
- Поблагодарили: 118 раз
Re: Как "сварить" транс
Вроде, была такая тема
пожилые трансы из тех же соображений (безопасности) лучше не применять...Есть пара "пожилых" трансов которые предполагаю применить
Варить в парафине
смысла вообще нет никакого, так как это на безопасности никак не скажется. Ну если только отрицательно - при перегреве жижа будет куда то капать и при последующем возгорании пламя быстрее распространится....в домашних условиях ( без вакуумных насосов, камер и т.д.)
-
- Сообщения: 598
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 18:33
- Откуда: Минск
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Как "сварить" транс
Также не имею такого опыта, тем не менее, согласен, идея хорошая, но есть большое "НО" в моём случае: негде взять правильного лака, а поливать чем-то «левым» - нет смысла заморачиваться (уж лучше сразу домотать анодные на другом трансе).2vlad писал(а):...как "пролить лаком" - не знаю, нет опыта. Идея хорошая, но я бы с лаком связываться не стал, а взял побольше БФ-2 и развел его спиртиком пожиже да и засунул туда трансформатор на "подольше", чтобы получше затек БФ куда только сможет....
Насчёт БФ – надо почитать (а было бы неплохо ).
Ладно, день - два подумаем, а там решим: либо кто что подскажет, либо сяду да перемотаю за выходные.
С уважением,
Фёдор
Фёдор
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
А что такое БМ? Я про всем известный БФ-2 писал, кроме того: никогда не слышал про добавки к этому клею, Вами упомянутые... БФ-2 при высыхании дает довольно прочную эластичную пленку, в том что она изолирующая, лично у меня сомнений нет, а вот какова её электрическая прочность - вопрос с исследователям или знатокам! Не думаю, что хуже, чем у лаков.Самый ! писал(а):Лак-то как раз и предназначен для защиты электрики, и имеет состав СОВМЕСТИМЫЙ с изоляцией проводов и др. электрики.
"Лаки уж больно вонючие" - резонное замечание. А электрика - ещё и током бьёт.
А вот БМ может содержать и ацетон (!) и спирт, и хлороформ.
Владимир
- Самый !
- Сообщения: 19944
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
- Откуда: дер. Новое Девяткино
- Благодарил (а): 419 раз
- Поблагодарили: 879 раз
- Контактная информация:
Re: Как "сварить" транс
Ошибся - БФ.
БФ-2 подойдёт.
БФ-2 подойдёт.
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
Самый !
Ну и договорились! А уж как Фёдор сделает, может быть, узнаем!
Ну и договорились! А уж как Фёдор сделает, может быть, узнаем!
Владимир
-
- Сообщения: 598
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 18:33
- Откуда: Минск
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Как "сварить" транс
Я так думаю, что если применить разбавленный БФ, то нам не сильно важно какая электрическая прочность получится у плёнки (трансформатор-то хороший, и внутри у него всё нормально, просто он старый). Нам более важно, чтобы клеевая плёнка всё внутри зафиксировала чтобы там ничего не "посыпалось" и не двигалось, чтобы плёнка была эластичной (а она и есть), а также, чтобы не растворялась изоляция у проводов.2vlad писал(а):...БФ-2 при высыхании дает довольно прочную эластичную пленку, в том что она изолирующая, лично у меня сомнений нет, а вот какова её электрическая прочность - вопрос с исследователям или знатокам! Не думаю, что хуже, чем у лаков.
Ну, и тем не менее, в какой-то степени изоляция должна улучшиться в любом случае, всё-таки БФ – изолятор. Или я в чём-то не прав?
PS. Есть ли сейчас в продаже БФ-6 и в чём разница с БФ-2 (БФ-6, если правильно помню, был для тканей)?
С уважением,
Фёдор
Фёдор
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
FAK
В продаже есть: https://www.eapteka.ru/goods/drugs/derm ... nyy_zavod/
Но Вам лучше подойдет БФ-2, Бф-6 тоже дает эластичную пленку, но она уж очень эластичная! Как резина примерно, а еще - она не такая прочная и стойкая, как пленка БФ-2.
Не уговариваю, ни на чем не настаиваю... Даже на черноплодной рябине.
В продаже есть: https://www.eapteka.ru/goods/drugs/derm ... nyy_zavod/
Но Вам лучше подойдет БФ-2, Бф-6 тоже дает эластичную пленку, но она уж очень эластичная! Как резина примерно, а еще - она не такая прочная и стойкая, как пленка БФ-2.
Не уговариваю, ни на чем не настаиваю... Даже на черноплодной рябине.
Владимир
Re: Как "сварить" транс
Я в своей практике трансы не варил, но вот вареные приходилось разбирать часто (для перемотки). Пропитка может быть разная, как клеем (может и БФ -6), так и производных парафина. Так же может быть пропитана только одна катушка, а может и весь ТР. В вашем случае надо будет этот вопрос решить, по причине того, что..
1. Пропитанный парафином, в дальнейшем проще разбирать (если чё).
2. Пропитанный клеем, разбирать труднее (намного) не только саму катушку, но и железо (если оно тоже будет пропитано).
3. Если Тр не совсем уж убитые, то рекомендую пропитать только катушку.
Неплохо будет смешат 1:1 воск и парафин, увеличится вязкость, не будет крошиться, температура плавления увеличится. Когда транс будет греться не по "уставу", он подаст знать слезами заливки.
И еще совет, клей БФ-6 вы можете спокойно купить в аптеке.
1. Пропитанный парафином, в дальнейшем проще разбирать (если чё).
2. Пропитанный клеем, разбирать труднее (намного) не только саму катушку, но и железо (если оно тоже будет пропитано).
3. Если Тр не совсем уж убитые, то рекомендую пропитать только катушку.
Неплохо будет смешат 1:1 воск и парафин, увеличится вязкость, не будет крошиться, температура плавления увеличится. Когда транс будет греться не по "уставу", он подаст знать слезами заливки.
И еще совет, клей БФ-6 вы можете спокойно купить в аптеке.
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
FAK
Вот здесь много про БФ-ХХ написано ясно и понятно: http://www.okleyah.ru/bitovie-klei/kley-bf.php
Без всяких домыслов.
Вот здесь много про БФ-ХХ написано ясно и понятно: http://www.okleyah.ru/bitovie-klei/kley-bf.php
Без всяких домыслов.
Владимир
- VASILI
- Сообщения: 8870
- Зарегистрирован: 12 окт 2009, 19:36
- Откуда: Молдова
- Благодарил (а): 864 раза
- Поблагодарили: 660 раз
Re: Как "сварить" транс
А по моему пустые мечты, чем бы не пропитывали, внутрь обмотки оно вряд доберется. Так что межвитковое оно предупредить не сможет. А чего изолировать еще?
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
VASILI
Вот так сходу, даже не увидев то, с чем связаны "пустые мечты" о пропитке - взять и заявить!
Конечно, если трансформатор намотан как положено на хорошем станке и квалифицированной намотчицей, которая не ленилась, межслойные прокладки не жалела, натяжение провода правильно выставляла и мотала аккуратно виток к витку, то, конечно, трудновато такой транс будет пропитать! Но ведь пропитывали после намотки и такие! Правда, не в домашних условиях, а на специализированных участках, ну и т.д. и т.п.
Полагаю, что у ТС достаточно опыта и умения, чтобы правильно оценить исход этой операции самостоятельно и решить стоит это делать или нет.
Вот так сходу, даже не увидев то, с чем связаны "пустые мечты" о пропитке - взять и заявить!
Конечно, если трансформатор намотан как положено на хорошем станке и квалифицированной намотчицей, которая не ленилась, межслойные прокладки не жалела, натяжение провода правильно выставляла и мотала аккуратно виток к витку, то, конечно, трудновато такой транс будет пропитать! Но ведь пропитывали после намотки и такие! Правда, не в домашних условиях, а на специализированных участках, ну и т.д. и т.п.
Полагаю, что у ТС достаточно опыта и умения, чтобы правильно оценить исход этой операции самостоятельно и решить стоит это делать или нет.
Владимир
-
- Сообщения: 598
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 18:33
- Откуда: Минск
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Как "сварить" транс
Всем большое спасибо за советы и мнения.
Получил мэйл от приятеля. Краткий смысл следующий:
1. Не рекомендует использовать БФ-2, ввиду его усадки (незаметной при склейке, но приличной при объёмной пропитке). Он чего-то пропитывал (не трансформатор) и столкнулся с такой проблемой. По БФ-6 у него данных нет;
2. Он рекомендует «не изобретать велосипед» и, если нет чего-то "специального для пропитки", либо пропитать парафином/воском и т.д., либо не пропитывать вообще.
Поэтому сначала, пожалуй, потренируюсь "на зайцах" с использованием БФ-6 и потом приму решение. Но сначала надо найти БФ-6. Короче, есть над чем подумать (уже, даже, стало интересно).
По поводу "затечёт внутрь или не затечёт" - в начале темы Владимир высказал весьма интересную мысль:
Почему-то, я тоже (чисто интуитивно ), думаю, что если спиртика не жалеть, то он затечёт и между витков. Проверка покажет (спирт есть, осталось БФ найти ).
Ну, а если не получится - бум мотать.
Получил мэйл от приятеля. Краткий смысл следующий:
1. Не рекомендует использовать БФ-2, ввиду его усадки (незаметной при склейке, но приличной при объёмной пропитке). Он чего-то пропитывал (не трансформатор) и столкнулся с такой проблемой. По БФ-6 у него данных нет;
2. Он рекомендует «не изобретать велосипед» и, если нет чего-то "специального для пропитки", либо пропитать парафином/воском и т.д., либо не пропитывать вообще.
Поэтому сначала, пожалуй, потренируюсь "на зайцах" с использованием БФ-6 и потом приму решение. Но сначала надо найти БФ-6. Короче, есть над чем подумать (уже, даже, стало интересно).
По поводу "затечёт внутрь или не затечёт" - в начале темы Владимир высказал весьма интересную мысль:
2vlad писал(а):...взял побольше БФ-2 и развел его спиртиком пожиже да и засунул туда трансформатор на "подольше", чтобы получше затек БФ куда только сможет...
Почему-то, я тоже (чисто интуитивно ), думаю, что если спиртика не жалеть, то он затечёт и между витков. Проверка покажет (спирт есть, осталось БФ найти ).
Ну, а если не получится - бум мотать.
С уважением,
Фёдор
Фёдор
- Muller
- Сообщения: 10944
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 14:07
- Откуда: xUSSR, хРСФСР, Тула - город оружейников
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 151 раз
Re: Как "сварить" транс
Транс которому 60 лет - намного круче, тише и безопаснее современного и ни чего не надо с ним делать, просто проверить исправность и применить в конструкциии.
Нет, это не канифольный дымок! Это возносятся к небу души усопших электролитов
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
Muller
"Чего", всё-таки, надо бы сделать: ТС не уверен в прочности электроизоляции, ну в этом случае - хотя бы мегомметром проверить изоляцию всех обмоток. Лучше, конечно, это сделать на специальной установке, но где же её искать...
"Чего", всё-таки, надо бы сделать: ТС не уверен в прочности электроизоляции, ну в этом случае - хотя бы мегомметром проверить изоляцию всех обмоток. Лучше, конечно, это сделать на специальной установке, но где же её искать...
Владимир
- VASILI
- Сообщения: 8870
- Зарегистрирован: 12 окт 2009, 19:36
- Откуда: Молдова
- Благодарил (а): 864 раза
- Поблагодарили: 660 раз
Re: Как "сварить" транс
Я не помню случая, чтобы при размотке, а разматывал я немного промышленных и бытовых трансформаторов с пропиткой и лакоклеевыми составами, и воскопарафиновой смесью. Так вот - не помню, чтобы между витками был парафин или клей...Конечно, я не так и много их (трансформаторов) "уничтожил". Основная проблема при разборке - это железо. Вытащить несколько первых пластин проблемно, дальше идет лучше. Еще одно доказательство, что пропитываются в основном поверхностные слои.2vlad писал(а):VASILI
Вот так сходу, даже не увидев то, с чем связаны "пустые мечты" о пропитке - взять и заявить!
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
VASILI
Это значит, что всё у Вас впереди: вдруг повезёт и такой попадется!
Правда, их становится всё меньше... К тому же - лаки для обмоточных проводов стали гораздо лучше, чем были 60 лет тому назад: они эластичнее, их свойства более стабильны, выдерживают нагрев до более высоких температур и т.д и т.п.
Это значит, что всё у Вас впереди: вдруг повезёт и такой попадется!
Правда, их становится всё меньше... К тому же - лаки для обмоточных проводов стали гораздо лучше, чем были 60 лет тому назад: они эластичнее, их свойства более стабильны, выдерживают нагрев до более высоких температур и т.д и т.п.
Владимир
- VASILI
- Сообщения: 8870
- Зарегистрирован: 12 окт 2009, 19:36
- Откуда: Молдова
- Благодарил (а): 864 раза
- Поблагодарили: 660 раз
Re: Как "сварить" транс
Раньше чтобы облудить провод в эмалевой изоляции, приходилось его скрести, теперь просто нагреваеш паяльником в ванночке с флюсом...так что по поводу2vlad писал(а):выдерживают нагрев до более высоких температур и т.д и т.п.
у меня сомнения...более высоких температур
- Muller
- Сообщения: 10944
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 14:07
- Откуда: xUSSR, хРСФСР, Тула - город оружейников
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 151 раз
Re: Как "сварить" транс
И у меня тоже... Сколько трансформаторов от ламповых радиол и приемников не включал, в т.ч. что из болот ржавые и с плесенью доставал - работают и не гудят. А намотка - блеск, хоть сейчас на выставку, провода в трансе лежат и не шелохнуться, с чего бы это там лаку с проволоки слезать то? А на современнные трансформаторы - смотреть противно, хоть ту же Вегу посмотрите или Радиотехнику, иногда складывается впечатление, что их мотали обезьяны или медведи... Вроде усилитель - а гудит, как подстанция на целый квартал...
Нет, это не канифольный дымок! Это возносятся к небу души усопших электролитов
-
- Сообщения: 598
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 18:33
- Откуда: Минск
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Как "сварить" транс
Muller писал(а):Транс которому 60 лет - намного круче, тише и безопаснее современного и ни чего не надо с ним делать....
Меня смущает в них то, что изоляция у них выглядит слишком сухой и ломкой. Измерить, как предлагает Влад, нечем – мегоометра нет, но я думаю, что там более-менее всё в порядке. Поэтому, мне кажется, что разбавленный в спирте БФ-6 будет в самый раз – слегка пропитает и размягчит межслойную и межобмоточную изоляцию.
Вот эти трансы. Купил, по случаю, несколько комплектов в Германии на толкучке. От чего – не знаю, но по виду похоже что от какой-то Сабы, ИМХО.
С уважением,
Фёдор
Фёдор
- Sandy
- Сообщения: 4645
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 10:26
- Откуда: г. Серпухов Московской обл.
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 25 раз
Re: Как "сварить" транс
В свое время "варил" силовые ТС-160, силовые от Ригонд и Романтик и выходные на базе ОСМ-0,063.
Проваривал в парафине, хотя А.И. Манаков рекомендовал в смеси воск-парафин, т.к. воск боле тугоплавкий, а промышленные тр-ры "проваривают" в церезине, но воск и церезин взять негде, а парафин продается в аптеках килограммами.
Технология проста. Парафин нужно растопить на водяной бане. Опустить в него тр-р, дождаться, когда из его обмоток и сердечника перестанут выходить воздушные пузырьки, т.е. все пустоты заполнятся парафином. Потом вынуть на пару минут, дать стечь излишкам. Еще на пару секунд опустить и вынуть, и так несколько раз. Тем самым добиваемся получения парафиновой корочки на всех поверхностях тр-ра.
Польза - витки катушек и пластины сердечника жестко фиксируются, силовые становятся неслышимыми, хоть к уху подноси.
Александр Тарасов
- Самый !
- Сообщения: 19944
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
- Откуда: дер. Новое Девяткино
- Благодарил (а): 419 раз
- Поблагодарили: 879 раз
- Контактная информация:
Re: Как "сварить" транс
Sandy - Дык нормально сделанные трансы этого типа и так не шумят.
Это на Ш-образном перебрать проблема.
FAK - ИМХО нет смысла. Они красивые, в пропитанной такневой (?) обмотке. Ухудшите теплообмен клеем точно.
Снимите трубки с выводов- и увидите состояние лаковой изоляции. Пожете погнуть- треснет ли.
Это на Ш-образном перебрать проблема.
FAK - ИМХО нет смысла. Они красивые, в пропитанной такневой (?) обмотке. Ухудшите теплообмен клеем точно.
Снимите трубки с выводов- и увидите состояние лаковой изоляции. Пожете погнуть- треснет ли.
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
FAK
Это очень качественно сделанные трансформаторы, я "варить" бы их вообще ни в чем не стал.
Фиг что в обмотки затечет как ни прыгай... Хотя в парафине пузырьки, конечно, он попускает! А вот мегомметр - всё-таки нашел бы!
VASILI
"... просто нагреваеш паяльником..." - а причем тут нагрев провода паяльником? И второе - что, все - такие? Разные провода обмоточные бывают. Я имел ввиду максимальную температуру, до которой допустим нагрев трансформатора при работе без ухудшения его рабочих характеристик, в том числе - качества изоляции обмоток.
Это очень качественно сделанные трансформаторы, я "варить" бы их вообще ни в чем не стал.
Фиг что в обмотки затечет как ни прыгай... Хотя в парафине пузырьки, конечно, он попускает! А вот мегомметр - всё-таки нашел бы!
VASILI
"... просто нагреваеш паяльником..." - а причем тут нагрев провода паяльником? И второе - что, все - такие? Разные провода обмоточные бывают. Я имел ввиду максимальную температуру, до которой допустим нагрев трансформатора при работе без ухудшения его рабочих характеристик, в том числе - качества изоляции обмоток.
Владимир
- Sandy
- Сообщения: 4645
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 10:26
- Откуда: г. Серпухов Московской обл.
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 25 раз
Re: Как "сварить" транс
Имел дело с двумя ТС-160. Оба гудели до проварки, как трансформаторные подстанции. Может мне так "повезло"?Самый ! писал(а):Sandy - Дык нормально сделанные трансы этого типа и так не шумят.
Александр Тарасов
-
- Сообщения: 598
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 18:33
- Откуда: Минск
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Как "сварить" транс
К вопросу о пропитке обмоток (проникала пропитка между витков или нет).
Залез в «закрома» и сфотографировал остатки транса (до сих пор использую провод с него). На фото, может, не очень хорошо видно, но в реальности каждый слой пропитан (это чувствуется руками, когда мотаешь провод).
Получается, что "где надо" - там пропитывали (и весьма неплохо).
Залез в «закрома» и сфотографировал остатки транса (до сих пор использую провод с него). На фото, может, не очень хорошо видно, но в реальности каждый слой пропитан (это чувствуется руками, когда мотаешь провод).
Получается, что "где надо" - там пропитывали (и весьма неплохо).
С уважением,
Фёдор
Фёдор
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
FAK
Фёдор, отлично видно! "Где надо" - там были спецучастки, кроме как пропиткой всякой всячиной ничем другим они и не занимались, ну оборудование соответствующее, конечно, там было.
Фёдор, отлично видно! "Где надо" - там были спецучастки, кроме как пропиткой всякой всячиной ничем другим они и не занимались, ну оборудование соответствующее, конечно, там было.
Владимир
- Самый !
- Сообщения: 19944
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
- Откуда: дер. Новое Девяткино
- Благодарил (а): 419 раз
- Поблагодарили: 879 раз
- Контактная информация:
Re: Как "сварить" транс
Sandy - гудит-то как правило железо. Обычно достаточно вынуть половинки железа, очистить стык и помазать краской, стянуть снова: ОНИ Ж НА ВИНТАХ.
Сколько не работаю с БРЭА - НИ РАЗУ не проваривал и в голову даже не приходило....
Проварка- ИМХО "маскировка" проблемы с ухуд. теплообмена и необх. увелич. гидроизоляции.
А при "гуле" годна ИМХО от безвыходности только для Ш-железа.
Сколько не работаю с БРЭА - НИ РАЗУ не проваривал и в голову даже не приходило....
Проварка- ИМХО "маскировка" проблемы с ухуд. теплообмена и необх. увелич. гидроизоляции.
А при "гуле" годна ИМХО от безвыходности только для Ш-железа.
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525
- Muller
- Сообщения: 10944
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 14:07
- Откуда: xUSSR, хРСФСР, Тула - город оружейников
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 151 раз
Re: Как "сварить" транс
В магнитофонах "Весна"-202 питальники отваренные с завода, ИХ на своем жизненном пути я делал и ломал больше 10 штук - все трансы отварные.
Нет, это не канифольный дымок! Это возносятся к небу души усопших электролитов
- Самый !
- Сообщения: 19944
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 19:19
- Откуда: дер. Новое Девяткино
- Благодарил (а): 419 раз
- Поблагодарили: 879 раз
- Контактная информация:
Re: Как "сварить" транс
И сам транс там весь в железо завёрнут. Поняли, что это ни к чему всё- и перестали.
Технология-материалы пошли другие.
Старые привычки к новым изделиям не всегда на пользу.
Технология-материалы пошли другие.
Старые привычки к новым изделиям не всегда на пользу.
По почте на тех. вопросы не отвечаю в 2023 году тоже, прошу сюда : viewtopic.php?f=3&t=93525
- Muller
- Сообщения: 10944
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 14:07
- Откуда: xUSSR, хРСФСР, Тула - город оружейников
- Благодарил (а): 101 раз
- Поблагодарили: 151 раз
Re: Как "сварить" транс
В пермаллой... и притензий к этим трансам нет и не было никогда... а вот РРР и БРЗ мне иногда кажется что их трансы надо не в усилки ставить - а в устройства для девчачьих одиноких утех...
Нет, это не канифольный дымок! Это возносятся к небу души усопших электролитов
-
- Сообщения: 598
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 18:33
- Откуда: Минск
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Как "сварить" транс
Доложу результаты пропитки клеем БФ-6 (может кому пригодится).
Развёл БФ-6 медицинским спиртом (приблизительно 1 : 3), дал отстояться сутки (осадка не наблюдалось). Затем хорошо 2 раза (с интервалом 4 – 5 часов)промазал катушки кисточкой. Окунать в клей не стал, хотя, если состояние изоляции хреновое, то можно и окунуть, ИМХО. Визуально – результат отличный.
Для проверки промазал и другой силовик (с бескаркасной намоткой, крайние витки шевелились), результат визуально – очень хороший.
Через пару дней (пусть просохнут хорошенько) попробую проверить. Мегомметра нет и взять негде, но есть самодельный прибор для проверки «утечки» у конденсаторов. Могу дать 500 вольт, думаю что этого хватит для оценки изоляции. Результаты доложу.
Развёл БФ-6 медицинским спиртом (приблизительно 1 : 3), дал отстояться сутки (осадка не наблюдалось). Затем хорошо 2 раза (с интервалом 4 – 5 часов)промазал катушки кисточкой. Окунать в клей не стал, хотя, если состояние изоляции хреновое, то можно и окунуть, ИМХО. Визуально – результат отличный.
Для проверки промазал и другой силовик (с бескаркасной намоткой, крайние витки шевелились), результат визуально – очень хороший.
Через пару дней (пусть просохнут хорошенько) попробую проверить. Мегомметра нет и взять негде, но есть самодельный прибор для проверки «утечки» у конденсаторов. Могу дать 500 вольт, думаю что этого хватит для оценки изоляции. Результаты доложу.
С уважением,
Фёдор
Фёдор
-
- Сообщения: 9301
- Зарегистрирован: 11 мар 2011, 10:10
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 194 раза
- Поблагодарили: 213 раз
Re: Как "сварить" транс
FAK
"Мегомметра нет и взять негде" - сомневаюсь я, однако... Во всём Минске нет?
Вашим прибором (с 500-ми В) проверки, полагаю, будет достаточно.
"Мегомметра нет и взять негде" - сомневаюсь я, однако... Во всём Минске нет?
Вашим прибором (с 500-ми В) проверки, полагаю, будет достаточно.
Владимир
-
- Сообщения: 540
- Зарегистрирован: 08 фев 2012, 16:43
- Откуда: г.Москва м.Калужская
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Как "сварить" транс
Трансформаторы и обмотки движков и генераторов пропитываются же лаками серии КО и подобными. Какой смысл в парафине?!
- Sandy
- Сообщения: 4645
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 10:26
- Откуда: г. Серпухов Московской обл.
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 25 раз
Re: Как "сварить" транс
Смысл в разнице технологий пропитки. Вы можете привести технологию пропитки "лаками серии КО и подобными"? Потом сравним с технологией, которую я привел выше.
Александр Тарасов
-
- Сообщения: 571
- Зарегистрирован: 24 фев 2011, 00:55
- Откуда: г.Тверь
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 114 раз
Re: Как "сварить" транс
Книга 1949 года. И даже в то время ни кому в голову не пришло катушки мазать кисточками с клеем...снаружи... В домашних условиях можно промазывать лаком МЛ92 послойно при намотке, но лак вонючий и печной сушки... Можно попробовать опустить готовую катушку в лак и откачать воздух бытовым насосом для вакуумирования продуктов, но сушить все равно придется в печке. Самый простой и очень надежный метод это проварка готовой катушки в парафине. Ну, а если для старшины (как сапоги чистили только спереди), то можно и кисточкой, и клеем, и воском распущенном в спирте и святой водой...
-
- Сообщения: 598
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 18:33
- Откуда: Минск
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Как "сварить" транс
maister писал(а):...Самый простой и очень надежный метод это проварка готовой катушки в парафине. Ну, а если для старшины (как сапоги чистили только спереди), то можно и кисточкой, и клеем, и воском распущенном в спирте и святой водой...
Спасибо, но об этом уже написал и подробно поделился СВОИМ опытом Александр (Sandy).
Когда я задавал вопрос (1-й пост), я просил делиться именно своими идеями или опытом (положительным или отрицательным) потому что такой информации (про старшину, про чистку сапог, про промышленные лаки, про откачку воздуха, автоклавы, вакуумные насосы и пр. – бла – бла – бла…) в сети – хоть «пруд пруди», а вот вариантов личного опыта как и что сделать «на коленке», весьма немного. Так что, Ваша ирония – не совсем уместна, ИМХО.
Теперь по теме.
Чтобы окончательно закрыть вопрос - измерил утечку между обмотками и сердечником, а также между обмотками при 500 вольтах:
- между накальной и анодной – 0,3 мкА;
- всё остальное – 0.
Для сравнения промерил утечку у 5 примерно «такого же возраста» силовых трансов - результаты, примерно, схожие: накал – анод 0,1 – 0,5 мкА, всё остальное – 0 (у новых современных силовиков – всё «по нулям»). Вот теперь есть информация к размышлению.
Тему можно закрывать.
С уважением,
Фёдор
Фёдор
- Asmodey
- Сообщения: 4754
- Зарегистрирован: 05 июн 2012, 19:57
- Откуда: Саранск
- Благодарил (а): 217 раз
- Поблагодарили: 217 раз
Re: Как "сварить" транс
Потому что без вакуумного насоса ничего вы не пропитаете, только снаружи измазали бы трансформатор и все. Если нет насоса, то остается только бла-бла-бла.FAK писал(а):(про старшину, про чистку сапог, про промышленные лаки, про откачку воздуха, автоклавы, вакуумные насосы и пр. – бла – бла – бла…) в сети – хоть «пруд пруди», а вот вариантов личного опыта как и что сделать «на коленке», весьма немного
А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
- VASILI
- Сообщения: 8870
- Зарегистрирован: 12 окт 2009, 19:36
- Откуда: Молдова
- Благодарил (а): 864 раза
- Поблагодарили: 660 раз
Re: Как "сварить" транс
Визуально вы сделали трансформатор красивее, физически никакого эффекта улучшения изоляции не произошло.FAK писал(а): хорошо 2 раза (с интервалом 4 – 5 часов)промазал катушки кисточкой. Окунать в клей не стал,
Пропитка без нагрева вообще мало что дает. Даже с окунанием...
Разве что в ванну с пропиткой поместить активатор, например ультразвуковой...может в этом случае и затечет...
-
- Сообщения: 598
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 18:33
- Откуда: Минск
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Как "сварить" транс
VASILI писал(а):Визуально вы сделали трансформатор красивее, физически никакого эффекта улучшения изоляции не произошло.
Пропитка без нагрева вообще мало что дает....
Я, наверное, не очень хорошо вначале объяснил – межслойная изоляция по краям катушки транса пересохла и, местами растрескалась (на фото этого не видно). Во втором трансе крайние витки (накальные) двигались. Поэтому, задача ставилась зафиксировать всё это физически без ухудшения изоляции (проваркой, пропиткой и т.д. - что проще), что и было сделано. Никаких других задач не ставилось.
PS.Ваш негативный опыт, тоже сыграл свою роль в принятии решения – как делать .
Если бы не получилось так, тогда бы варил в парафине.
Кстати, сразу забыл написать: после промазки катушек клеем - пару часов выдерживал трансы (в духовке) при температуре 65 -70 градусов.
С уважением,
Фёдор
Фёдор
-
- Сообщения: 571
- Зарегистрирован: 24 фев 2011, 00:55
- Откуда: г.Тверь
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 114 раз
Re: Как "сварить" транс
Клей БФ стоил копейки, в старые времена, по сравнению с лаками. Но припоминаю, что его боялись применять на проводе ПЭЛ (что скорее у Вас) из-за возможного повреждения изоляции. В составе БФ фенолформальдегидные смолы со спиртом, Лак провода ПЭЛ масляно-смоляные лаки на основе полимеризированных растительных масал (попросту - олифа).
Так что опасения были обоснованными. И далеко не бла-бла- бла.....
Так что опасения были обоснованными. И далеко не бла-бла- бла.....