Форумы сайта "Отечественная радиотехника 20 века"
http://rt20.mybb2.ru/

Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)
http://rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?f=40&t=103148
Страница 1 из 3

Автор:  Змей [ 23 мар 2019, 19:46 ]
Заголовок сообщения:  Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Добрый день! Выбирал, где начать тему по воздушным линиям, и решил, что раздел проводной телефонии подходит наилучшим образом. Здесь я предлагаю обсуждать как телефонные, так и телеграфные линии, тем более, что конструктивно они схожи.

Начну с краткого обзора. Под воздушной линией связи понимается провод или провода, подвешенные на столбах. Первые такие линии появились в 1840-х годах как дешёвая альтернатива наземным и подземным линиям различных конструкций. В одном французском курсе телеграфии мне попадалось упоминание, что идею подвешивать провода на шестах высказывал ещё Павел Шиллинг, но она не была реализована. Что касается первых воздушных линий, вошедших, так скажем, в опытно-промышленную эксплуатацию, то это были линии Уильяма Кука (Англия) и Морзе (США). Иногда встречается курьёзное упоминание, что провода линии Морзе были подвешены на бутылках, надетых на шесты. Бутылки выполняли роль изоляторов. Это миф - столбы на линии Вашингтон-Балтимор имели деревянные траверсы, в которых были сделаны пропилы для укладки провода. В месте крепления провод обматывался хлопковой нитью, покрывался шеллаком и смесью на основе асфальта, и укладывался в пропилы между двумя стеклянными пластинами. Однако, миф с бутылками всё-таки имеет под собой реальные основания. В некоторых случаях бутылки действительно использовали в качестве изоляторов при прокладке временных военно-полевых линий. Что касается линий Кука, провода на них продевались в фарфоровые втулки, а сами втулки прикреплялись к вертикальным консолям, укрепленным на столбах. Обе системы подвески проводов не отличались надёжностью и высоким качеством изоляции. К концу 1840-х годов появились штыревые изоляторы, и линии стали более похожи на "современные". А к концу 1850-х годов был выработан вариант изолятора, который повсеместно используется до сих пор. На фотографии ниже показаны некоторые ранние варианты изоляторов воздушных телеграфных линий, отражающие разнообразие конструкций:
Изображение
Внизу - "бочки" Кука, о которых шла речь выше. Это второй вариант, использовавшийся с 1845 по 1850-й год в Англии. В верхнем ряду справа налево:
- Изолятор "в железной оправе" конструкции "Сименс и Гальске". Конкретно тут показан вариант 1870-х годов, выпущенный английской фирмой Siemens Bros. Принципиально он мало отличается от ранних вариантов 1850-х годов. Данные изоляторы отличаются тем, что провод на них мог не привязываться. Вместо этого каждые 9-12 столбов ставился "натяжной" изолятор усиленной конструкции с анкерным креплением. У натяжных изоляторов "Сименс" провод крепился клиньями, а варианты, использовавшиеся во Франции имели карабины-"трещётки". В середине 19 века существовало довольно много конструкций изоляторов с подвеской провода в крючке, но достаточно быстро от их использования отказались. Изоляторы "Сименс" из всех оказались наиболее "живучими", не смотря на некоторые довольно серьёзные недостатки.
- Изолятор Франца фон Шовена (правда, на момент изобретения Шовен ещё не был "фон"). Это улучшенный вариант "двухъюбочного" изолятора Латимера Кларка. "Двухъюбочный" означает, что внутри одного фарфорового "колокольчика" концентричеки расположен другой. Такое решение увеличивает путь утечки тока по поверхности и улучшает качества изолятора во влажную погоду по сравнению с более ранними "одноюбочными" вариантами. Фактически, это прототип большей части современных низковольтных изоляторов. В частности, выпускающейся в России серии "ТФ". В данной конструкции совмещена двойная юбка от изолятора Кларка и головка от более ранних изоляторов прусского образца.
- Далее идёт изолятор российского образца 1870-го года. По сути это усиленный вариант изолятора Шовена с "ушками" для дополнительной фиксации проводов (в них вставлялась шпилька, не дающая проводу соскочить в случае обрыва привязочной проволоки).
- И самый крайний - изолятор французского образца 1850-х - 60-х годов. Данная модель "одноюбочная". По сторонам от головки имеются выступы, удерживающие провод при монтаже или если распустится перевязка.
Французский изолятор и типичный кронштейн тех лет (подобные также применялись в Пруссии):
Изображение
Изолятор Шовена (видна внутренняя юбка):
Изображение
Российский изолятор на крюке:
Изображение
Натяжной изолятор "Сименс" (производства Siemens Bros. 1870-х годов):
Изображение
То же, рядом с поддерживающим изолятором "Сименс и Гальске" 1860-х годов (видны отверстия для привинчивания к столбу):
Изображение

Обычно воздушно-столбовые линии ассоциируются со столбами, на которых подвешены перекладины-траверсы с рядом изоляторов. Однако на ранних телеграфных линиях редко было больше 10-и проводов, и практически все они были, говоря современным языком, крюкового профиля (хотя крюков, как таковых, могло и не быть - в то время чаще использовались одноместные кронштейны разных конструкций). В России крюковой профиль оставался основным вплоть до конца 1920-х годов, когда начался переход на траверсы. Траверсы же применялись почти исключительно на городских телефонных линиях с большим количеством лёгких проводов.
Один из типичных видов телеграфной линии в середине XIX века:
Изображение

Некоторые линии крюкового профиля "живы" и по сей день (в данном случае это телефонно-сигнальная линия ЖД):
Изображение

Автор:  alfspb [ 23 мар 2019, 19:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Спасибо Егор Аркадьевич!
С любопытством и последующим удовольствием просмотрел Ваше сообщение. Продолжение следует?

Автор:  Змей [ 23 мар 2019, 20:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

alfspb писал(а):
Спасибо Егор Аркадьевич!
С любопытством и последующим удовольствием просмотрел Ваше сообщение. Продолжение следует?

Пожалуйста! Продолжение, естественно, будет. Начну с российских линий. Если будет интерес, но и про ЛЭП тут буду писать.

Автор:  Александр Хрисанов [ 23 мар 2019, 20:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

С самого детства у меня были книги "Воздушные и кабельные линии связи и их защита".
Двухтомник изданный Связьиздатом в 1939-1940 годах. Я их прочитал много раз и некоторые места знал наизусть...

Автор:  tml1984 [ 23 мар 2019, 21:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей
здравствуйте! Это вы бил на конференции 21 в музее?

Автор:  Yuri RD [ 23 мар 2019, 21:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Изолятор снят со старой линии связи в тайге около с. Золотая Гора, Зейский р-н, Амурская обл. в 1974 г. Работал в студенческом стройотряде "Импульс-74" физ.тех. ВПИ. Местные говорили, что эту линию еще до революции каторжане ставили.

Изображение

Автор:  Змей [ 23 мар 2019, 21:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

tml1984 писал(а):
Змей
здравствуйте! Это вы бил на конференции 21 в музее?

Здравствуйте! Да. ВЛ я занимаюсь уже довольно давно - около 10 лет, но на академической конференции с этой темой был впервые. До этого выступал с докладами в музее МОЭСК в Ногинске, для которого я ищу изоляторы и арматуру ЛЭП.

Yuri RD писал(а):
Изолятор снят со старой линии связи в тайге около с. Золотая Гора, Зейский р-н, Амурская обл. в 1974 г. Работал в студенческом стройотряде "Импульс-74" физ.тех. ВПИ. Местные говорили, что эту линию еще до революции каторжане ставили.

Кузнецовский 1870-х - начала 1880-х годов. Под орлом инициалы - М. К. - Матвей Кузнецов. Это старая марка, до создания "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий". Касательно линии, с которой он был снят, мне сказать в настоящий момент нечего, но могу предположить, что она где-то середины-конца 1870-х, если судить по состоянию сетей на 1865-70-й год.

Автор:  tml1984 [ 23 мар 2019, 22:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей
очень приятно, добро пожаловать на форум!
Я Максим, выступал на конференции с Романтиком)

Автор:  gsmart [ 23 мар 2019, 22:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей, спасибо за информацию, интересно почитать. :)

Автор:  Змей [ 23 мар 2019, 23:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

tml1984 писал(а):
Змей
очень приятно, добро пожаловать на форум!
Я Максим, выступал на конференции с Романтиком)

Спасибо! Ваш доклад мне очень понравился (вообще все доклады были интересные)! Катушечный магнитофон (правда, какой-то другой, побольше размером), был у моего двоюродного деда. Я когда у него бывал в гостях, любил на нём записи слушать. Мне нравилась, как крутится механика.

Продолжу по изоляторам - сделаю некий ликбез по российским изоляторам и маркам на них (по тем сравнительно немногим, которые опознаны). В основном я занимаюсь дореволюционным периодом, так что с него и начну.

На конференции я упоминал, что первыми в России были изоляторы "Сименс и Гальске". У нас они долго не продержались. Во-первых, они дорого стоили (в 2-3 раза дороже обычного штыревого изолятора). Во-вторых, плохо работали на длинных линиях в сырую погоду. В-третьих, было трудно обнаруживать повреждённые изоляторы при обходах. Ну и ещё я подозреваю, что на линиях с ними часто были аварии с обрывами проводов, особенно на натяжных изоляторах, где провод мог переламываться в так называемой "жёсткой точке" на выходе из зажима. Однако, эти изоляторы экспортировались во многие страны. Помимо Европы, они использовались в Австралии, Бразилии, Уругвае, Турции и других странах. Мне пока не удавалось найти их у нас, или найти тот вариант, который использовался у нас, но у меня есть несколько штук из Австралии и Уругвая (более поздних - начала 1860-х и 70-х годов). У нас от изоляторов в железной оправе отказались где-то к 1865-му году, но не полностью - натяжной вариант продолжили использовать по крайней мере до конца XIX века на береговых столбах больших воздушных переходов и на кабельных столбах. Причина - большая механическая прочность этого изолятора.
Промежуточный изолятор в варианте середины 1850-х годов (музей ЖД Швеции):
Изображение
Натяжной изолятор в варианте середины-конца 1850-х годов (музей ЖД Швеции):
Изображение

Изоляторы этого типа выпускались продолжительное время, и "Сименс" постоянно вносил небольшие изменения в конструкцию. Ниже показан промежуточный изолятор в варианте начала 1860-х годов. Видно, что по сравнению с более старым вариантом поменялась форма кронштейна - были добавлены горизонтальные рёбра жёсткости и изменена форма пяты.
Изображение
Вариант 1870-х годов уже имеет другую форму крючка для провода - конец крючка, в который ложится провод, сплюснут (для увеличения пятна контакта с проводом). Также приблизительно в 1865-м году производство линейной арматуры в Берлине, судя по всему, прекратилось. Вместо этого её стала производить фирма Siemens Bros. в Англии. С этого момента изоляторы стали маркироваться клеймом SIEMENS PATENT. В каталогах они значатся вплоть до 1910-го года, но реально есть все основания полагать, что их прекратили выпускать к самому концу XIX века.

Приблизительно с 1857-58-го годов в России начали применять штыревые изоляторы по прусскому образцу. Полной ясности тут нет, но сначала применялись почти полные копии так называемого изолятора Борггрева. Этот изолятор отличался тем, что имел квадратное посадочное отверстие. Причина этого странного технического решения так и остаётся для меня непонятной, и в доступных источниках об этом чётко не говорится. На практике же такие изоляторы постоянно трескались по углам отверстия. В скором времени (возможно одновременно) стали применять увеличенный и улучшенный конструктивно вариант изолятора Борггрева, который виден на фотографии ниже справа (этот изолятор уже с круглым отверстием). Эти изоляторы почти не имели внутренней юбки (второе фото), поэтому в сырую погоду изоляция становилась недостаточной. Был также вариант из стекла, но стеклянные изоляторы в то время у нас не прижились. В связи с недостатками этих изоляторов в 1864-65-м году они были заменены на другие, сделанные с опорой на опыт Пруссии. Новые изоляторы были уже с двумя юбками, и отличались от прусских более прочной верхней частью и "ушками" для дополнительной фиксации провода. Также эти изоляторы были двух типоразмеров - для проводов диаметром 5-6 мм (в центре) и для проводов диаметром 4 мм (слева).
Изображение
Изображение
В 1870-м году в результате работы технической комиссии конструкция большого изолятора была изменена. Форма была сделана более оптимальной (юбки удлинены, головка сделана более низкой). Ниже показан такой изолятор в варианте фабрики "Сименс и Гальске" (д. Городок) 1878 года выпуска (изоляторы разных фабрик могли иметь незначительные отличия в форме, не смотря на установленные отклонения от стандарта не более 1/16 дюйма).
Изображение
В том же 1870-м году были предложены изоляторы по германскому образцу без ушек. От германских они отличались более прочной конструкцией. Ниже показан вариант фабрики бр. Корниловых. Эти изоляторы также были двух типоразмеров (кузнецовский в собщении выше - малого типоразмера).
Изображение
Изображение
С 1883-го года эти изоляторы (с очень небольшими изменениями) были приняты в качестве стандартных для казённых линий вместо изоляторов с ушками. Последние продолжили производиться, но шли уже только на линии ЖД, либо в электросети. Изоляторы без ушек в варианте 1883-го года применялись приблизительно до конца 1930-х годов, когда они были заменены на облегчённые варианты. С 1920-х годов вместо старых обозначений "большой", "малый" и "телефонный" (так назывался самый маленький вариант) применялись новые - ТФ-1, ТФ-2, ТФ-3 и ТФ-4. С конца 1930-х годов обозначения ТФ-1 - ТФ-4 остались, но размеры изменились. А в 1960-х изоляторы стали маркировать не по типоразмеру, а по диаметру штыря, и появились марки ТФ-20, 16, 12. Ниже показан большой и малый изоляторы (ТФ-1 и ТФ-2) в варианте 1920-х годов (Тверская гос. фабрика, ex-кузнецовская, впоследсвии Конаковская):
Изображение
С конца 1930-х ТФ-1 и ТФ-2 стали выглядеть вот так (Токаревская фабрика, сейчас "УкрИзолятор"):
Изображение

Автор:  Vygandas [ 23 мар 2019, 23:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Мне вспоминается Арнольд Риммер из "Красного Карлика", он тоже коллекционировал телеграфные столбы :)

Добро пожаловать на форум ! :drink:

Автор:  Змей [ 23 мар 2019, 23:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Vygandas писал(а):
Мне вспоминается Арнольд Риммер из "Красного Карлика", он тоже коллекционировал телеграфные столбы :)

Добро пожаловать на форум ! :drink:


Спасибо! "Красного Карлика" я не смотрел, но небольшой телеграфный столб у меня имеется :) Сименсовский.

Кстати, на конференции спрашивали про Индо-Европейскую телеграфную линию - вот эскизы большей части арматуры, которая там использовалась:
Изображение

Автор:  RV3DOI [ 24 мар 2019, 00:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Здравствуйте, Егор Аркадьевич!
А не могли бы Вы показать фотографию того "объекта" с участка, о котором рассказывали во время доклада?
Рад видеть на форуме!

Автор:  Змей [ 24 мар 2019, 00:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Здравствуйте! Спасибо! А "объект" вот:
Изображение

Кроме того, у меня есть ещё "объект" поменьше, который я изготовил собственноручно:
Изображение
Это макет анкерной опоры типа А-18 линии электропередачи 70 кВ, построенной в 1915 году от "Электропередачи" к подстанции "Фили". Высота 6 метров (в оригинале - 18). Только траверсы я всё никак не возьмусь доделать. Детали (в процессе досборки):
Изображение
В оригинале соединения на заклёпках, но у меня нет таких технических возможностей.

А вот "стенд" для подвесных изоляторов:
Изображение

Автор:  FAI4 [ 24 мар 2019, 09:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Очень познавательная тема.

Интересны также схемы закрепления проводов на изолятор

Автор:  oldmao [ 24 мар 2019, 10:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Вот если бы знал 32 года тому назад, когда работал линейным монтёром связи, что изоляторы представляют историческую ценность...
Сносили мы тогда столбы к деревне, вымершей в 60-е годы. изоляторы были дореволюционные. Клеймо точно не помню, но было с двуглавым орлом. Село было создано в правление Екатерины II переселенцами с Украины. У нас и сейчас есть такие сёла, даже их название (например Киево-Николаевка) говорит о местах, откуда были переселенцы.

Автор:  Змей [ 24 мар 2019, 14:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

FAI4 писал(а):
Очень познавательная тема.
Интересны также схемы закрепления проводов на изолятор

Схемы закрепления вообще отличались большим разонообразием. Наиболее распространены были, конечно, штыревые изоляторы, к которым провод привязывался проволокой. А сейчас только они и остались. Но в XIX веке было сделано много попыток упростить процесс прикрепления провода к изолятору, чтобы монтёру не нужно было изготавливать перевязу, так как это требовало определённой сноровки. Про изоляторы с крючком и клиновыми зажимами выше уже говорилось, а были ещё, например, изоляторы с эксцентриковым креплением по патенту Уильяма Сименса:
Изображение
Ниже показана чугунная головка от такого изолятора:
Изображение
Крепление провода, конечно, значительно упрощалось. Но при этом образовывалась "жёсткая точка" (небольшая область концентрации механических напряжений), в которой провод переламывался при ветровой вибрации. При правильной привязке проволокой жёсткой точки не было и такая проблема возникала значительно реже. Кроме того, как и у всех ранних составных конструкций, у изоляторов с чугунными головками была проблема растрескивания фарфора.
Вот ещё натяжной изолятор с чугунной головкой:
Изображение
Данная модель применялась на Трансавстралийской телеграфной линии Дарвин-Аделаида. По определённым причинам проблема обрыва проводов возникла ещё во время строительства линии, из-за чего пришлось переделывать уже готовые участки, привязывая провод проволокой к шейке.

Существуют и другие весьма оригинальные типы креплений.

Ну а это обычный тип вязки, применявшийся с конца 19-го века. В данном случае, на изоляторах конца 1930-х годов. Вязка на прямом участке:
Изображение
Вязка на шейку:
Изображение
Могла применяться как на угловых столбах, так и на прямом участке.
Более ранние типы привязки:
Изображение
Привязка на шейку отличалась тем, что делалась без дополнительного перехвата линейного провода привязочной проволокой.

oldmao писал(а):
Вот если бы знал 32 года тому назад, когда работал линейным монтёром связи, что изоляторы представляют историческую ценность...
Сносили мы тогда столбы к деревне, вымершей в 60-е годы. изоляторы были дореволюционные. Клеймо точно не помню, но было с двуглавым орлом. Село было создано в правление Екатерины II переселенцами с Украины. У нас и сейчас есть такие сёла, даже их название (например Киево-Николаевка) говорит о местах, откуда были переселенцы.

В самом Саратове ещё много дореволюционных изоляторов. В основном висят по стенам домов и на столбах осветительных линий. Многие из них повторно использованные с линий связи, при том типы вплоть до 1870-х годов. Интересно, каким образом изоляторы со связных линий попадали к электрикам? В организационном плане.

Автор:  alfspb [ 24 мар 2019, 14:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей писал(а):
Вязка на прямом участке

Как себя помню, всегда было любопытно, зачем на изоляторе "шлиц". Ответа правда не искал.Теперь, благодаря Вам стало понятно. :)

Автор:  Змей [ 24 мар 2019, 15:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

alfspb писал(а):
Змей писал(а):
Вязка на прямом участке

Как себя помню, всегда было любопытно, зачем на изоляторе "шлиц". Ответа правда не искал.Теперь, благодаря Вам стало понятно. :)

Такой способ перевязки считается наиболее надёжным, но требует определённого навыка для правильного изготовления. Он был наиболее распространён у нас, в Германии, Италии, Австрии. А в некоторых странах им практически не пользовались. В Англии и США большинство изоляторов делалось без "шлица". Привязывать на шейку было проще, хотя такая перевязка была менее прочной.

Вот, например, типичный американский изолятор 1870-х - 80-х годов (для сравнения рядом наш фарфоровый):
Изображение
А вот наиболее распространённые английские связные изоляторы:
Изображение
В Германии с 1900-х годов наряду с изоляторами со "шлицами" также применялась модель RMk (Reichs-modell kugelkopf):
Изображение
А вот изолятор австралийского образца (патент Оппенгеймера) конца 19 века:
Изображение
Интересно, что австралийские и американские изоляторы чаще всего крепились на деревянные штыри, а не на металлические. У нас тоже пытались по американскому образцу делать штыри из консервированной древесины, для которых выпускали специальные изоляторы, скопированные с американских. Но эта практика не прижилась. Зато прижились деревянные восьмиштырные траверсы.

Автор:  >sp< [ 27 мар 2019, 21:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Зелёные стеклянные изоляторы и у нас видел на столбах, по форме как современные керамические со шлицом, только из стекла. Кроме белых керамических были точно такие же коричневые.

На магистралях радиотрансляции встречались изоляторы с короткой юбкой и тремя шейками, для ответвлений.

На ЛЭП 6-10 КВ применяются изоляторы с широкой юбкой.

Автор:  Змей [ 28 мар 2019, 00:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

>sp< писал(а):
Зелёные стеклянные изоляторы и у нас видел на столбах, по форме как современные керамические со шлицом, только из стекла. Кроме белых керамических были точно такие же коричневые.

На магистралях радиотрансляции встречались изоляторы с короткой юбкой и тремя шейками, для ответвлений.

На ЛЭП 6-10 КВ применяются изоляторы с широкой юбкой.


В советские годы стеклянные изоляторы применялись и на линиях связи, и в электросетях. Типы "ТС", "ТСН" и "ТСБ". Третья буква обозначала тип стекла. Если я правильно помню, то Н - натрий-кальциевое, Б - боросиликатное. Для ответвлений шли типы ШО (старый тип) и РФО (более новый. выпускающийся до сих пор). Для радиотрансляции вообще был специальный уменьшенный тип - РФ (размер около 55х60 мм). Что касается высоковольтных ЛЭП, там другой подход к выбору формы изолятора, чем на линиях связи. Если на линиях связи старались увеличить путь утечки, то для высоковольтных линий решающую роль играет минимизация короны и увеличение пробивного напряжения.

Пример советского стеклянного изолятора для линии связи где-то 50-х годов:
Изображение
До Революции стеклянные изоляторы на линиях связи не использовали за редкими исключениями (в основном, в период Первой Мировой). Однако, производилось их много - они шли в электросети. По форме и размерам они соответствовали фарфоровым. Пример (продукция фабрик Нечаева-Мальцова и Ливенгофского общества):
Изображение

Для сравнения изолятор на 6 кВ и обычный низковольтно-связной ТФ-20:
Изображение

Автор:  oldmao [ 28 мар 2019, 09:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Цитата:
На магистралях радиотрансляции встречались изоляторы с короткой юбкой и тремя шейками, для ответвлений.
Причём трёхшейковый изолятор вешался верхним, на него на отвод абонентской линии крепился защитный резистор (заключённый в фарфоровую трубочку). Это на случай, если сверху упадёт световой провод (фаза), то резистор не даст выгореть трансляционному усилителю.

Автор:  FAI4 [ 28 мар 2019, 10:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

У меня вопрос по соотношению линий связи и линий электропередач (в истории)

Получается, что изначально большинство изоляторов использовались для обустройства телеграфных/телефонных линии?

Автор:  Змей [ 28 мар 2019, 12:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

FAI4 писал(а):
У меня вопрос по соотношению линий связи и линий электропередач (в истории)

Получается, что изначально большинство изоляторов использовались для обустройства телеграфных/телефонных линии?


До 1890-х годов специальных типов линейных изоляторов для ЛЭП не существовало, если судить по тому, что я знаю. По крайней мере, серийно они точно не выпускались. На линиях напряжением до 1000 В применялись в основном такие же изоляторы, как и на линиях связи. Были только некоторые специальные типы для проводов большого сечения и изоляторы с держателями для плавких предохранителей. Первые изоляторы для линий с напряжением от 0.5 до 2 кВ были аналогичны телеграфным, только больше и с тремя, а не двумя юбками (вечером покажу фотографию такого). Также применялись так называемые "масляные" изоляторы. У них нижний край юбки загнут внутрь и образует кольцевой резервуар для масла, чем обеспечивается дополнительная изоляция. Именно такие изоляторы были применены на опытной линии электропередачи Лауфен-Франкфурт, в создании которой участвовал Доливо-Добровольский. Но всё это были либо те же типы, которые применялись на телеграфных линиях, либо небольшие вариации на эту тему. А изоляторы, разработанные именно под высокие напряжения, появились в 1890-х годах. В Европе первенство в этом вопросе принадлежало заводу Porzellanfabrik Hermsdorf, создавшему в конце 1890-х Delta-isolator, один из вариантов которого выпускается до сих пор (у нас это ШФ-20).

Автор:  FAI4 [ 28 мар 2019, 14:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Я хотел спросить, что если до революции (и позже) вдоль железнодорожного плотна стояли столбы с проводами, то скорее это были линии телеграфной/телефонной связи, чем линии электропередач?

Видимо тогда электростанции работали на недалекие расстояния
(низкая мощность, небольшое число охвата населенных пунктов)

Автор:  Змей [ 28 мар 2019, 18:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

FAI4 писал(а):
Я хотел спросить, что если до революции (и позже) вдоль железнодорожного плотна стояли столбы с проводами, то скорее это были линии телеграфной/телефонной связи, чем линии электропередач?

Видимо тогда электростанции работали на недалекие расстояния
(низкая мощность, небольшое число охвата населенных пунктов)


До 20-х годов это были исключительно линии связи (если не считать осветительно-силовых линий, идущих по территории станций). В конце 20-х - начале 30-х стали также использовать трёхфазные линии напряжением 6 кВ для питания ЖД-автоматики и сигнализации. Они выглядят иначе, чем линии связи. Что касается электростанций - в мире (в основном в США) на 1910-е годы уже существовали мощные ГЭС с выдачей энергии по ЛЭП напряжением до 110 кВ, а с 1917-го года - 220 кВ. В Европе на 1917-й год была одна линия 110 кВ (в Германии) и довольно много линий напряжением от 30 до 80 кВ. В России первые линии 30 кВ появились в 1913-14 годах.

Автор:  Змей [ 28 мар 2019, 22:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Сейчас посмотрел в литературе, на 14-й год в США работало около 13 электростанций с максимальной мощностью от 100 до 300 мегаватт, выдававшие мощность по ЛЭП напряжением от 70 до 150 кВ при длине линий до 400 км. Так что протяжённые высоковольтные линии, как таковые, тогда уже были. Но именно те, что шли вдоль наших ЖД - это связь.

Ранний изолятор на напряжение от 500 до 2000 вольт (высота 165 мм):
Изображение
Изображение
Такие применялись в конце 19-го - начале 20-го века.

Ранняя линия 6 кВ для питания аппаратуры СЦБ (конец 20-х - 30-е годы):
Изображение
Под фазными проводами на 8-и штырной траверсе укреплены провода связи.
Один из типов изолятора на 6 кВ тех лет (такой же, как на этой линии):
Изображение Изображение

Автор:  Змей [ 06 апр 2019, 22:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Пара изоляторов ближе к радиотехнической тематике:
Изображение
Такие изоляторы иногда применяли на проводных линиях связи в качестве секционных. Также их много использовали на контактной сети троллейбуса и трамвая. Ну и ещё одно применение - в оттяжках антенных мачт.

Автор:  FAI4 [ 06 апр 2019, 23:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей писал(а):
Ну и ещё одно применение - в оттяжках антенных мачт.
- это еще одна тема для фарфоровых изделий

Автор:  Andrey Smirnov [ 08 апр 2019, 11:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Изоляторы для антенн радио размером поменьше, чем промышленные - у меня несколько штук есть... Там толще пары миллиметров провод не закрепишь... :)

Автор:  >sp< [ 08 апр 2019, 21:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Смотря для каких антенн. Если на КВ, ДВ, СВ, то туда идут большие изоляторы, диаметр проводов до 8 мм.

Автор:  Змей [ 09 апр 2019, 22:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Andrey Smirnov писал(а):
Изоляторы для антенн радио размером поменьше, чем промышленные - у меня несколько штук есть... Там толще пары миллиметров провод не закрепишь... :)


Два изолятора поменьше с трамвайной контактной сети, а вот средний изолятор, который побольше - с оттяжки демонтированной радиомачты. Это ещё не самый большой вариант. На некоторых мачтах применяют стержневые изоляторы, а в музее связи я видел "орех" в длину в два раза больше, чем на фотографии выше. А вот один из самых маленьких вариантов (БАРС-600):
Изображение

Автор:  RomanSavel [ 13 апр 2019, 18:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Приветствую!

Добро пожаловать на форум!
Тема эта весьма интересна!
Вы, смотрю, и опорами ЛЭП увлекаетесь тоже.
Деревянные опоры высоковольтных ЛЭП смотрелись неплохо, в свое время.
И не только 6/10 кВ, но и на 35 кВ.
А на линиях связи, помню опоры с 6-ю траверсами.
Возможно, и больше бывало.

Автор:  Змей [ 13 апр 2019, 21:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

RomanSavel писал(а):
Приветствую!

Добро пожаловать на форум!
Тема эта весьма интересна!
Вы, смотрю, и опорами ЛЭП увлекаетесь тоже.
Деревянные опоры высоковольтных ЛЭП смотрелись неплохо, в свое время.
И не только 6/10 кВ, но и на 35 кВ.
А на линиях связи, помню опоры с 6-ю траверсами.
Возможно, и больше бывало.


Добрый вечер! Спасибо!

Да, опорами тоже. Вообще, у меня увлечение начиналось именно с ЛЭП, а потом уже занялся воздушными линиями связи. Сначала линии связи меня интересовали именно как прообраз первых ЛЭП.

Действующие деревянные опоры на 35-110 кВ и сейчас есть, но не так много.

По истории ЛЭП есть вот такая статья, правда, довольно уже давнишняя:
http://www.mosenergo-museum.ru/upload/i ... bdc223.pdf

Автор:  >sp< [ 13 апр 2019, 23:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей писал(а):
Ранняя линия 6 кВ для питания аппаратуры СЦБ (конец 20-х - 30-е годы):
Изображение
Под фазными проводами на 8-и штырной траверсе укреплены провода связи.

Эта линия послевоенной (1947-50х годов) постройки, состояние на вашем фото -- не ранее 90-х, низковольтные провода на траверсах оборваны или отсутствуют, местами отсутствуют и сами траверсы. В 1998-2000 годах у нас все деревянные столбы снесли, на их месте остались стоять только пасынки в полях.

Вот что имеется сейчас вместо них:

Изображение
Изображение

ЛЭП идут прямо на опорах контактной сети.

Изображение

Кабель железнодорожной связи

Изображение

Однофазный трансформатор на столбе, железнодорожный светофор питается от двух таких подключенных к двум ЛЭП идущим с обоих сторон железной дороги.

Изображение
Изображение

Трансформатор большей мощности на железнодорожной станции:

Изображение

Трёхфазная трансформаторная подстанция подключенная к той же ЛЭП, от неё питается посёлок
Изображение

Автор:  Змей [ 14 апр 2019, 00:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

>sp< писал(а):
Змей писал(а):
Эта линия послевоенной (1947-50х годов) постройки, состояние на вашем фото -- не ранее 90-х, низковольтные провода на траверсах оборваны или отсутствуют, местами отсутствуют и сами траверсы. В 1998-2000 годах у нас все деревянные столбы снесли, на их месте остались стоять только пасынки в полях.


Я исходил из того, что на Рижском направлении автоблокировка с питанием от ВЛ 6 кВ была внедрена к началу 30-х годов. Изоляторы и опоры по конструкции полностью соответствуют. Хотя под 47-50-й годы они тоже подходят (за вычетом изоляторов ТФ-1 на нижних траверсах), так что полностью исключить этот вариант нельзя. Но даже если конкретно эти опоры уже послевоенные, довоенные выглядели точно также.

Фотография сделана в 2009 году, но линия, на сколько я знаю, до сих пор стоит конкретно на этом участке.

Автор:  >sp< [ 14 апр 2019, 01:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей писал(а):
Я исходил из того, что на Рижском направлении автоблокировка с питанием от ВЛ 6 кВ была внедрена к началу 30-х годов.


После войны автоблокировка и телефонные сети были модернизированы. На станциях появились диспетчерские пункты с дистанционным управлением стрелками и сигнализацией. Заменено оборудование централизации. Установлены автоматические телефонные подстанции. Обновлены линии связи. В то же время поменяли довоенные и местами дореволюционные рельсы, однопутные линии переделывали в двухпутные. Контактную сеть с довоенных 1,5 кВ переводили на 3 кВ и оснащали контактной сетью неэлектрифицированные линии.

Змей писал(а):
Изоляторы и опоры по конструкции полностью соответствуют. Хотя под 47-50-й годы они тоже подходят (за вычетом изоляторов ТФ-1 на нижних траверсах), так что полностью исключить этот вариант нельзя. Но даже если конкретно эти опоры уже послевоенные, довоенные выглядели точно также.


Изоляторы ТФ-1 до 50-х годов ещё выпускались, хотя по-моему там были ТФ-16 или ТФ-20, точно помню что по размеру не больше обычных электрических или даже меньше.

Змей писал(а):
Фотография сделана в 2009 году, но линия, на сколько я знаю, до сих пор стоит конкретно на этом участке.


На курском и павелецком направлении железнодорожных ЛЭП с деревянными опорами не существует более 15 лет.

Автор:  Змей [ 14 апр 2019, 01:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

>sp< писал(а):
Змей писал(а):
Я исходил из того, что на Рижском направлении автоблокировка с питанием от ВЛ 6 кВ была внедрена к началу 30-х годов.


После войны автоблокировка и телефонные сети были модернизированы. На станциях появились диспетчерские пункты с дистанционным управлением стрелками и сигнализацией. В то же время поменяли довоенные и местами дореволюционные рельсы.

Змей писал(а):
Изоляторы и опоры по конструкции полностью соответствуют. Хотя под 47-50-й годы они тоже подходят (за вычетом изоляторов ТФ-1 на нижних траверсах), так что полностью исключить этот вариант нельзя. Но даже если конкретно эти опоры уже послевоенные, довоенные выглядели точно также.


Изоляторы ТФ-1 до 50-х годов ещё выпускались, хотя по-моему там были ТФ-16 или ТФ-20

Змей писал(а):
Фотография сделана в 2009 году, но линия, на сколько я знаю, до сих пор стоит конкретно на этом участке.


На курском и павелецком направлении железнодорожных ЛЭП с деревянными опорами не существует более 15 лет.


Если верить литературе, то ВЛ на этом участке (Покровское-Стрешнево - Волоколамск) была уже в начале 30-х. Во время модернизации её могли и не менять, либо же могли ремонтировать частично. Хотя возможность полной реконструкции тоже возможна, так как опоры 40-х годов от довоенных по конструкции не отличаются. Что касается рельсовых пасынков, то они применялись на ЖД с дореволюционных времён. ТФ-1 в конце 40-х ещё выпускали, но они отличались от довоенных формой. Довоенные делались ещё по царскому образцу и были значительно больше.

Линию эту сам фоткал, она находится (или находилась) в Митинском парке. Возможно, на тот момент это был последний такой участок.

Автор:  >sp< [ 14 апр 2019, 02:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей писал(а):
Если верить литературе, то ВЛ на этом участке (Покровское-Стрешнево - Волоколамск) была уже в начале 30-х. Во время модернизации её могли и не менять, либо же могли ремонтировать частично. Хотя возможность полной реконструкции тоже возможна, так как опоры 40-х годов от довоенных по конструкции не отличаются.


Точно такие же раньше были и под Серпуховом, cнесены и заменены на бетонные. Использовались как резервная ЛЭП в дополнение к той которая смонтирована на опорах контактной сети. А там где обе ЛЭП перенесли на опоры контактной сети, на прежнем месте остались только пасынки.

СЦБ запитаны по первой категории надёжности, от двух трансформаторных подстанций с двумя отдельными ЛЭП и дополнительно ещё от аккумуляторов.

Стандартная конструкция для того времени:

Изображение

Только внизу приделали траверсу для низковольтных линий (плохая идея, высоковольтный провод может оборваться и упасть на низковольтные, поэтому их оттуда старались переносить на отдельные опоры при первой же возможности, в 80-х годах они нигде не были действующими, хотя провода ещё частично оставались).

Изоляторы высоковольтной линии на тех столбах были обычные ШФ-10 или ШС-10 (отличаются тем что у них юбка гладкая, но более широкая чем у ТФ). Изредка попадались ШЖБ-10 (у них юбка ещё шире чем у ШФ-10, но сам изолятор меньше по высоте, примерно как ТФ)

Изображение

А на новых чаще встречаются ШФ-20Г (на ЛЭП 6-10 кВ с запасом до 20 кВ)

Изображение

Змей писал(а):
Что касается рельсовых пасынков, то они применялись на ЖД с дореволюционных времён.


Не только рельсовых, но и бетонных, особенно в заболоченной местности. Хотя на железной дороге часто встречались рельсовые из-за доступности старых рельс в большом количестве. И вообще, из старых рельс тогда много чего делали, и пешеходные мосты на железнодорожных станциях и несущие конструкции строений, два рельса сваривали газосваркой головками друг к другу и получали двутавровую балку.

Мне попадалась документация тех лет, описывающая изготовление бетонных пасынков, с чертежами арматурной решётки и форм для заливки. Промышленное серийное производство железобетонных изделий ещё не было развито.

Змей писал(а):
ТФ-1 в конце 40-х ещё выпускали, но они отличались от довоенных формой. Довоенные делались ещё по царскому образцу и были значительно больше.


В 30-х они стали поменьше и полегче, а в 40-х не изменились. А в 50-х перестали выпускать ТФ-1, ТФ-2 стал ТФ-20, а для телефонии и радиотрансляции использовали ТФ-16 и ТФ-12, их можно ставить на траверсу плотнее, они меньше и легче. Для электросети производились ШН-1М (непонятно отличие от ТФ, на вид такой же).

А в 70-х годах воздушные линии начали делать кабельные, в деревнях и пригородах обычный десятипарник на столбах, реже полёвка. Только на железной дороге оставались голые провода на изоляторах, пока это хозяйство окончательно не пришло в упадок.

В последние годы их существования я туда влез, стальные провода такие ржавые, в руках рассыпаются, медные провода зелёные, много пар оборваны и никто не ремонтирует, деревянные опоры полусгнившие, некоторые траверсы разваливаются. На опоре где кабельная линия переходит в воздушную подключил телефонный аппарат, на одной из пар был сигнал, оттуда можно позвонить в Москву через 9, а с городской сети на эти линии нельзя позвонить.

Автор:  Andrey Smirnov [ 16 апр 2019, 18:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

У нас на ЖД питание СЦБ организовано по схеме ДПР (два провода - рельс), дополнительно, как резервная, такая же линия 6 киловольт, как на фотографиях выше... Раньше приборы СЦБ имели резервное питание от АКБ, а потом схему модернизировали, батареи убрали и ввели резервное питание... (давно это было!..) Деревянные опоры на ВЛ-110, гнилые и местами покосившиеся - это у нас есть! :) Если сильно нужно - при случае сфотографирую, линия идёт лесом, километров 40 с небольшим...

Автор:  Змей [ 16 апр 2019, 23:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

>sp< писал(а):
Точно такие же раньше были и под Серпуховом, cнесены и заменены на бетонные. Использовались как резервная ЛЭП в дополнение к той которая смонтирована на опорах контактной сети. А там где обе ЛЭП перенесли на опоры контактной сети, на прежнем месте остались только пасынки.
...
В 30-х они стали поменьше и полегче, а в 40-х не изменились. А в 50-х перестали выпускать ТФ-1, ТФ-2 стал ТФ-20, а для телефонии и радиотрансляции использовали ТФ-16 и ТФ-12, их можно ставить на траверсу плотнее, они меньше и легче. Для электросети производились ШН-1М (непонятно отличие от ТФ, на вид такой же).


Эту старую шестикиловольтовку под Серпуховым я, вроде, даже видел. Ещё в 2012-м ездил на работу в Тулу и деревянная 6 кВ стояла ближе к Туле.

Что касается ШН-1М, они отличаются отсутствием внутренней юбки и в целом более грубым исполнением. Это просто удешевлённый вариант ТФ.

"Старые" ТФ-1 и ТФ-2 производили где-то до 1939-40-го года. У меня имеются 38 и 39 годов. Вот "новый" ТФ-1 в сравнении со "старым".
Изображение

Andrey Smirnov писал(а):
У нас на ЖД питание СЦБ организовано по схеме ДПР (два провода - рельс), дополнительно, как резервная, такая же линия 6 киловольт, как на фотографиях выше... Раньше приборы СЦБ имели резервное питание от АКБ, а потом схему модернизировали, батареи убрали и ввели резервное питание... (давно это было!..) Деревянные опоры на ВЛ-110, гнилые и местами покосившиеся - это у нас есть! :) Если сильно нужно - при случае сфотографирую, линия идёт лесом, километров 40 с небольшим...

А на Московской ЖД почти везде постоянный ток, поэтому вместо ДПР две 6 кВ линии. 110 кВ на деревянных опорах тоже есть. Одна, например, 1928-29 года постройки:
Изображение
Анкерные опоры на этой линии металлические, "американского" типа:
Изображение

Автор:  >sp< [ 18 апр 2019, 02:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей писал(а):
>sp< писал(а):
Точно такие же раньше были и под Серпуховом, cнесены и заменены на бетонные. Использовались как резервная ЛЭП в дополнение к той которая смонтирована на опорах контактной сети. А там где обе ЛЭП перенесли на опоры контактной сети, на прежнем месте остались только пасынки.

Эту старую шестикиловольтовку под Серпуховым я, вроде, даже видел. Ещё в 2012-м ездил на работу в Тулу и деревянная 6 кВ стояла ближе к Туле.


По направлению от Москвы эта ЛЭП находилась справа от железнодорожной линии, 25 лет назад там были деревянные опоры с траверсой для низковольтных линий, но сейчас бетонные.

Параллельно шли две телефонные воздушные линии, демонтированы в то же время: https://goo.gl/maps/BPtSxr3m1Lia3ean6

Заброшенная деревянная опора ЛЭП: https://goo.gl/maps/TYDCjpFScEV3am4F7
Далее ЛЭП идёт на бетонных опорах и деревянных не сохранилось:
https://yandex.ru/maps/-/CCFXyCLX
https://yandex.ru/maps/-/CCFXyD6~
https://goo.gl/maps/ajJeyhWH7EckfA6U7
https://goo.gl/maps/a738YFLuQHL2ELzi8

А здесь ЛЭП перенесена с отдельных опор на опоры КС, два пасынка на месте где она была раньше: https://goo.gl/maps/GGcqe4ohXoE8pcEs9 Там была опора удвоенной высоты составленная из трёх, поэтому на двух пасынках.

Здесь ЛЭП отделяется от опор КС: https://goo.gl/maps/eZFkW1RmZUXhKy7E7

Здесь ЛЭП идёт по опорам КС и по отдельным опорам с другой стороны: https://goo.gl/maps/cBvhHow4U6z1uwDd8

Здесь сохранились остатки одной из двух телефонных воздушных линий, кабельный шкаф: https://goo.gl/maps/emD2kj2RjD8mcD8H6
Бывшая телефонная опора использована под электричество: https://goo.gl/maps/rt9BsUS8WTdNK71G7

Здесь ЛЭП идёт только по опорам КС: https://goo.gl/maps/1xGSLbdjuE6TQUB3A https://goo.gl/maps/M1PW36o2WKt8HQHf9

Здесь одна заброшенная деревянная опора с траверсой для низковольтных линий (такие раньше там были): https://goo.gl/maps/Heru5cGQ37dwWRR27 Низковольтные изоляторы похоже ШЛН, а не ТФ.

Здесь эта ЛЭП идёт на бетонных опорах: https://goo.gl/maps/ExhUf5GoRu1DgBETA https://goo.gl/maps/7tGtPqEkvhAT8MHGA

Здесь обе ЛЭП идут на отдельных опорах с противоположной стороны железной дороги, а по опорам КС не идут: https://goo.gl/maps/FgTJLrtdD2hn4ffK6

Здесь действующие деревянные опоры в 2013 году ещё были: https://goo.gl/maps/sp3yLfpYbCUqBdXh6 но они без траверс и уже тогда заменялись новыми.

Здесь эта ЛЭП идёт на бетонных опорах: https://goo.gl/maps/4gYPDKnEfru4Jc6t7

Здесь ЛЭП идёт на бетонных опорах по насыпи: https://goo.gl/maps/Lufq1eEq2uibKJg87
И остатки ещё одной воздушной телефонной линии: https://goo.gl/maps/KQVLbxamNKRicgDQA

Так что под Тулой она уже давно не деревянная.

Автор:  Змей [ 18 апр 2019, 14:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

>sp< писал(а):
Змей писал(а):
>sp< писал(а):
Так что под Тулой она уже давно не деревянная.


По крайней мере, на 12-й год точно был весьма длинный участок на деревянных опорах между Серпуховым и Тулой. Это я хорошо запомнил. Действительно, он был по правую сторону, если ехать от Москвы. И типы изоляторов там были старые. На "связной" траверсе были изоляторы типа "Томас" - модель, выпускавшаяся в довоенные годы и, вероятно, в конце 40-х.

Что касается опор 6 кВ довоенного типа с треугольным расположением проводов, то у них, похоже, было меньшее расстояние между проводами, чем у послевоенных. Дома посмотрю справочники 30-х - 40-х годов. Должен быть эскиз, по идее.

Автор:  FAI4 [ 18 апр 2019, 15:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Какая-то магия от этих старых линий вдоль железной дороги.
Кто-то когда-то, куда-то тянул их ....

Время меняет сущность линии.
Когда-то это было сверхважно,
а сегодня такая линия уже просто забытая история (если где какой участок остался случайно)

Тут еще вырисовывается тема организации обслуживания таких линий
(и охраны - было ли такое?)

ЗЫ. А где и как изготовлялись столбы деревянные?
Потребность ведь была большая и требования к ним были особые.
Как менялись со временем требования к ним?

Автор:  Змей [ 18 апр 2019, 16:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

FAI4 писал(а):
Какая-то магия от этих старых линий вдоль железной дороги.
Кто-то когда-то, куда-то тянул их ....

Время меняет сущность линии.
Когда-то это было сверхважно,
а сегодня такая линия уже просто забытая история (если где какой участок остался случайно)

Тут еще вырисовывается тема организации обслуживания таких линий
(и охраны - было ли такое?)

ЗЫ. А где и как изготовлялись столбы деревянные?
Потребность ведь была большая и требования к ним были особые.
Как менялись со временем требования к ним?


Согласен. В детстве всегда нравилось наблюдать их из окна поезда. Обязательный атрибут путешествия по ЖД. В частности, привлекало внимание то, что провода иногда меняются местами. О транспозиции я тогда не знал, и в этом была определённая загадочность.

Что касается обслуживания и охраны, лично я этим аспектом сильно не интересовался. Встречал упоминание некой "телеграфической стражи", но в тему не вдавался. Возможно, что это просто другое название для линейных обходчиков. На сколько я понимаю, от специализированной охраны линий отказались из-за дороговизны ещё в ранние времена, до 1860-х годов. А вот периодические обходы и объезды линий производились, так как даже при нормальной работе требовалась периодическая регулировка натяжения проводов, замена разбитых изоляторов, замена или укрепление подгнивших столбов и т. п.

Касательно столбов - не скажу на счёт порядка их заготовления (так на память, в XIX веке их заготавливали и сдавали в казну артели), но требования приёмки были весьма жёсткие, если судить по документам. Столбы делали из разных пород дерева, но преимущественно из мачтовых сосен. Некоторое время столбы сохли на заготовительных пунктах, потом производилась приёмка, по результатам которой на каждый столб ставилось клеймо Почтово-Телеграфного ведомства. Кора обязательно счищалась, не допускались трещины (как радиальные, так и кольцевые), дыры от сучков, гниль любого рода - в литературе тех лет на описание этого всего уходит больше страницы. Кривые-косые и некруглые столбы браковались. В ранние годы столбы не пропитывали, но основные способы пропитки появились уже в XIX веке. На сколько я понял, в России в дореволюционные годы пропиткой мало пользовались, так как дорого было везти дерево сначала на пропиточные заводы, а потом на трассу. Для пропитки требовалось громоздкое оборудование, возить которое не представлялось возможным. Были, конечно, способы защитить дерево в полевых условиях, но они были не особенно эффективны.

Автор:  FAI4 [ 18 апр 2019, 17:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей писал(а):
В частности, привлекало внимание то, что провода иногда меняются местами. О транспозиции я тогда не знал, и в этом была определённая загадочность.
- что такое "транспозиция"?
Для какой надобности?

Деревянные столбы, насколько я помню, также изготовлялись и оцилиндрованными?

Автор:  Змей [ 18 апр 2019, 18:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

FAI4 писал(а):
Змей писал(а):
В частности, привлекало внимание то, что провода иногда меняются местами. О транспозиции я тогда не знал, и в этом была определённая загадочность.
- что такое "транспозиция"?
Для какой надобности?

Деревянные столбы, насколько я помню, также изготовлялись и оцилиндрованными?


Транспозиция (она же скрещивание) - способ борьбы с помехами на телефонных линиях, аналог витой пары.

Деревянные столбы были слегка конические, как ствол дерева. Обтёсывать столб для уменьшения размеров или спрямления запрещалось. Стёсывалась только кора. И всё это делалось вручную. Так было в XIX веке. На счёт более поздних лет так сходу не скажу - надо смотреть книги. Ну, в послевоенные-то годы наверняка уже полностью перешли на оцилиндрованные столбы.

Автор:  FAI4 [ 18 апр 2019, 19:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Змей писал(а):
Транспозиция (она же скрещивание) - способ борьбы с помехами на телефонных линиях, аналог витой пары.
- шаг такого скрещивания наверное был 1 км?

Автор:  Александр Хрисанов [ 18 апр 2019, 19:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

Изначально шаг был намного больше. И борьба была не с помехами, а с ёмкостью между проводами и землёй (столбами).
Первая попытка связаться по телефону между Москвой и Петербургом по телеграфным проводам была неудачной именно потому, что один из проводов был ближе к столбам и ёмкость между ним и землёй оказалась слишком высокой. Ну и плюс к этому, провода для телеграфа имели недостаточное сечение и поэтому слишком большое сопротивление.
Собеседники друг друга слышали. Но слышали очень тихо и неразборчиво.

Автор:  >sp< [ 18 апр 2019, 23:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Воздушно-столбовые линии (изоляторы, опоры и прочее)

На одной из тех воздушных линий было интересно сделано: идут опоры с траверсами, потом несколько штук с крюками и на них все пары переворачиваются, дальше идут опоры с траверсами. Всего 12 пар проводов.

Телефонные подстанции стояли на железнодорожных станциях, ёмкость их была небольшая и их было много, а между ними шли только соединительные линии.

Сейчас конечно вместо них оптоволокно.

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/