Доска объявлений

Активные темы доски объявлений

Загадка АГ «Радуга»

История Радио, Отечественного и Мирового. Документы, справки, фото.
Сообщение
Автор
nomo
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 23 май 2018, 20:27
Откуда: Москва, ЮАО
Благодарил (а): 257 раз
Поблагодарили: 139 раз
Контактная информация:

Загадка АГ «Радуга»

#1

#1 Непрочитанное сообщение nomo » 14 май 2021, 23:56

Абонентский громкоговоритель «Радуга».

ИзображениеИзображение

Информация из виртуального музея и справочника:

Абонентский громкоговоритель "Радуга" выпускался с начала 1952 года Кировским заводом "Ладога"...

Тип громкоговорителя 0,25 ГД соответствует ГОСТу 1951 года, корпус выполнен в стиле 1950-х годов (аналогичные корпуса у АГ «ОБЬ» 1952 года и «Прибой» 1958 года). Нет сомнений, что громкоговоритель 50-х годов. Товарный знак Кировского завода «Ладога», такой же как на электрофонах «Каравелла», проигрывателях «Корвет», усилителях «Корвет» и «Бриг». Всё было бы правильно, если бы не один нюанс: Кировский завод «Ладога» был создан в 1965 году, на пустом месте, а первую продукцию выпустил в 1967 году. Откуда же тогда взялся в 1952 году АГ «Радуга» с логотипом несуществующего завода?

Что бы найти ответ, пришлось изучить историю города Кировск (Ленинградской области), историю завода «Ладога» и ещё нескольких предприятий Ленинграда и Кировска. Кстати, история города очень интересна, и подробно описана в книге В. Аркадьева «Кировск» из серии «Города Ленинградской области». В 1952 году этого города ещё не существовало, был посёлок «Невдубстрой», в котором жили люди, обслуживающие ГРЭС №8. Это был посёлок энергетиков и никаких заводов в нём в то время не было. Городом посёлок стал с 1953 года и тогда же был переименован в Кировск.

В 1933 году, в Ленинграде, был введен в эксплуатацию завод точного приборостроения «Водтрансприбор», который занимался производством гидроакустических станций для кораблей и подводных лодок ВМФ. Перед войной завод стал номерным, и получил название «Завод №206». Именно этому заводу и принадлежит товарный знак с буквой «Л» в круге.

Изображение

Буква «Л» скорее всего означает «Ленинград», а не «Ладога». С Ладожским озером завод №206 связывает только испытательный полигон на Ладоге, но он был создан позже, в 1959 году.

Сразу после войны, в 1946 году при заводе было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ №206) для разработки гидроакустической аппаратуры. В дальнейшем это бюро было переименовано в НИИ-3, а затем в ЦНИИ «Морфизприбор».

В 1966 году заводу №206 было возвращено прежнее название «Водтрансприбор».

В 1967 году был запущен Кировский завод «Ладога».

В 1968-1969 годах на базе завода «Водтрансприбор» было создано ЛПТО «Водтрансприбор», в которое вошел завод «Ладога».

С этого момента завод «Водтрансприбор» стал головным предприятием объединения, со своим КБ №206 и дополнительной производственной площадкой в Кировске. Завод «Ладога» был именно производственной площадкой, т.к. не имел собственной научной базы и разработчиков. На это сетовал директор завода в одном из выступлений. Завод изначально строился для производства гидроакустической аппаратуры, которую разрабатывало ОКБ №206 при заводе «Водтрансприбор». Предполагаю, что создание объединения планировалось заранее и завод «Ладога» был заложен именно для этого объединения.

Кроме военной продукции, ЛПТО «Водтрансприбор» выпускало радиоаппаратуру для населения. Разрабатывали её инженеры того же ОКБ №206 (известны фамилии), а производил аппаратуру завод «Ладога». Товарный знак головного предприятия «Водтрансприбор» всегда проставлялся на аппаратуре или в инструкции.

ИзображениеИзображение

В 1973 году ЛПТО «Водтрансприбор» преобразовано в завод «Водтрансприбор», который вошел в состав ЛНПО «Океанприбор». Вместе с заводом «Водтрансприбор» в ЛНПО вошли и ОКБ №206 (которое к тому времени уже называлось ЦНИИ «Морфизприбор»), и завод «Ладога». Все эти предприятия имели свои товарные знаки, поэтому на паспортах изделий можно видеть сразу несколько товарных знаков, принадлежащих разным подразделениям объединения.

Изображение

После распада СССР, в начале 1990-х годов завод «Водтрансприбор» оформил авторские права на свой товарный знак. У Кировского завода «Ладога» был свой собственный товарный знак.

Изображение

Возвращаясь к началу статьи, можно с уверенностью сказать, что АГ «Радуга» производил с 1952 года Ленинградский завод №206 (так он назывался в те годы), а не Кировский завод «Ладога».

VINT
Сообщения: 580
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 23:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 128 раз
Поблагодарили: 171 раз

Re: Загадка АГ «Радуга»

#2

#2 Непрочитанное сообщение VINT » 29 июн 2021, 10:50

Уважаемый коллега, nomo
благодарю Вас за прекрасное исследование, результаты которого прочитал с большим удовольствием. Если учесть, что АГ "Радуга" производился с 1952 г, то возникает интересный вопрос: кто именно - ОКБ 206 или некий межведомственный орган - был разработчиком этой модели? Дело в том, что практически точные копии этой модели позднее (в конце 50-х), причем одновременно, производились Новосибирским заводом НВА (АГ "Обь") и Владивостокским заводом "Радиоприбор" (АГ "Прибой"). Оба упомянутых завода, вроде бы, относились к разным ведомствам. А в те годы самодеятельность в серийном производстве была исключена. Вначале "сверху" утверждался план, а уж потом приступали к его реализации. Откуда же эти заводы взяли к производству такую модель? Просто интересна технология появления одинаковых моделей АГ в продукции разных заводов.
Удачи Вам в новых исследованиях!

С уважением, VINT

Tofiq62
Сообщения: 15674
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 14:57
Откуда: Республика Азербайджан г.Баку
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 347 раз

Re: Загадка АГ «Радуга»

#3

#3 Непрочитанное сообщение Tofiq62 » 29 июн 2021, 15:36

Очень интересно и позновательно.

Ответить